Автор: Габович
Дата: 31.07.06 14:01
Молодой месяц становится видимым не сразу в момент новолуния, а по истечению одного или даже нескольких дней (в разных частях света этот промежуток может быть разным, он колеблется – впрочем последнее обстоятельство не должно было быть известно пастушеским народам, если они не перевозили свои стада на поездах через огромные расстояния - и в течение года в зависимости от положения Луны на своей несколько вытянутой околоземной орбите). Распознавание нового месяца зависит также от остроты глаз наблюдателя, от высоты над уровнем и связанного и с этим тоже состояния атмосферы (степени ее прозрачности, облачности).
Уже поэтому естественно предположить, что первоначально, всё-таки, древние народы ориентировались на полнолуние и только позже, когда Луна стала играть роль божества и возникли определенные религиозно-культовые представления, с Луной связанные, стало для людей важным определять время рождения этого божества. К обожествлению Луны могло привести и наблюдение над месячными женщин, которые имеют близкую к лунному месяцу периодичность.
Использованный мной термин «чисто лунный календарь» нуждается в пояснении: такой календарь должен был использовать только лунные месяцы и не имел еще понятия года. Эта потребность в пояснении связана с тем, что у историков календаря данная фаза в истории календаря если и присутствует, то в крайне нечетко сформулированной форме: обычно, говоря о лунных календарях историки быстро переходят к обсуждению вопроса о том, из скольких лунных месяцев складывался год и обходят молчание вопрос о том, а была ли вообще фаза исключительного использования лунных месяцев (без понятия месяца).
Я убежден, что такая фаза должна была совершенное естественно возникнуть и ее длительность, скорее всего, была весьма длинной. Более того, в этой длительной фазе опять же весьма естественно выделяется начальный этап, когда не было ни счета дней в месяце, ни счета месяцев. Потом счет дней месяца появился, причем сначала, скорее всего, внутри каждой из четырех фаз луны или четвертей месяца.
Счет месяцев требовал и довольно развитой системы счета, которая, как мы видели выше, даже и в наше время не у всех народов присутствует. Все-таки доже за век человеческий может пройти до тысячи лунных месяцев. С другой стороны еще большие числа при счете месяцев вряд ли были нужны, ибо с более длинными промежутками времени, чем век человеческий, древнему человеку было – как правило - нечего делать.
Итак, прошлое чисто лунных календарей должно было состоять из следующих этапов:
1. Формирование понятия месяца как самой длинной из используемых людьми временных отрезков
2. Деление лунного месяца на четыре фазы и формирование на этой основе понятия недели
3. Введение счета дней внутри недели, а потом и внутри лунного месяца
4. Переход к счету лунных месяцев
Последний этап положил начало первой, самой примитивной хронологии. Чтобы отличать понятие лунного месяца, как крупнейшей временной единицы, от используемого историками понятия лунного месяца, коим разные народы якобы со временем стали наполнять солнечный год, я предлагаю ввести термин «лунный месяц-год» или просто «месяц-год».
Повторяю еще раз: Так как наши сведения о практически всех лунных календарях говорят, что начало месяца у древних (хотя и не обязательно все время пастушеских) народов связывалось с новолунием (отличия заключаются только в правилах, по которым это начало месяца определялось путем наблюдений или расчетов, а также при невозможности наблюдения), то напрашивается вывод, что мы знаем только сравнительно позднюю стадию использования лунного календаря. Исходя из общих положений исторической аналитики, эта описанная историками фаза использования чисто лунного календаря должна лежать не в глубине тысячелетий, а в большой близи к эпохе гуманизма.
|