Автор: Подписка на журнал
Дата: 26-дек-04 18:10
Видас Нарвидас (Одинокий Ветер)
Повторы, заимствования и параллелизмы в истории Литвы
В статье рассматриваются некоторые повторы в литовской истории XIII - XVI веков, не углубляясь в ныне модную проблему: Литва - это собственно литовское или белорусское государство? Предпринимается попытка разобраться в причинах, приведших к возникновению в истории Литвы повторов, параллелизмов и заимствований.
Ссылки на источники по мере возможности приводятся на русском языке, но, к сожалению, автор не смог избежать ссылок на литовские издания, а также на источники на польском языке. Автор заранее приносит свои извинения.
Понятия. Под повтором подразумевается некие исторические события, происходившие в данной стране, и летописцами повторены один или несколько раз в прошлое той же страны.
Заимствования - это такие исторические события, которые взяты историками и летописцами из прошлого одних стран и перенесены в историю других стран и народов, но не совпадающие во времени.
Параллелизмы - это похожие исторические события, происходившие в разных странах почти или в то же самое время и по своему характеру и деталям явно указывающие на то, что по разным причинам были перенесены из истории одних стран в историю других.
История Литвы начата сочинять во второй половине XVI века. Первой историей признается «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Матфея Стрийковского, издана в 1582 году. Хребет истории - хронология - в Литве создавался не на основе дат, а на именах князей, упоминавшихся в разных источниках зарубежных историков и летописцев. «Вокруг этих имен создавали некое подобие легенд; имена были скелетом, которого историки накрывали телом» . Так в середине XX века писал литовский историк Игнас Йонинас. Датированием первые историки себя не утруждали. Видимо также еще не было установлена хронология первого тысячелетия нашей эры.
В XVI веке возникла и известная версия о римском происхождении литовцев. Старались привязать историю Литвы к «древней» истории Рима. Неизбежно пришлось чем-то заполнить отрезок времени в одну тысячу лет. Заполняли именами правителей. Но оказалось, что имен не хватает. Так в истории Литвы появляются первые повторы. Авторы «древней» истории воображением не блистали и изысканиями себя не утруждали: брали известные имена князей поздних времен и помещали их в более ранние периоды на хронологической шкале. Так в истории появились по два, а то и по три князя Куковойты, Скирмонты, Миндовги, Тройнаты, Любарты, Наримонты, Алгимонты. Но и этого было мало. Тогда вельмож XV - XVI Монтвилов, Мингайлов, Гинвилов переносили в глубь веков. А когда иссекал и этот источник, имена «древних» князей делали из названий городов и населенных пунктов или из топографических названий. Так от Юрборка появился князь Борк, от Ковно - Кун, от Утены - Утен, от Кернова - Керн, от названия реки - князь Неман, от озера Сперы - князь Спера и т.д.
В связи с римским происхождением литовцев сочинялась и религия литовцев язычников. Что она собой представляет? По мнению исследовательницы древне литовской мифологии и религии Пране Дундулене литовцы имели богатую мифологию и религию, близкую верованиям индусов, греков, римлян и др. народов. Но на самом деле по тем источникам, которые имеются на этот день, можно только утверждать следующее: древне литовская языческая религия - это сумма верований якобы античных римлян и элементов христианства.
В этом нетрудно убедится, прочитав первоисточники по этому вопросу. Сочинять эту религию на бумаге начали еще в XV веке. У Яна Длугоша бог Перун - это Юпитер, культ огня - связывается с Вулканом, культ ужей и змей - с Эскулапом, литовскую святыню Ромуву польский летописец сравнивает с Римом. Точнее всего сказать, что, опираясь на религию античности, выводится некое религиозное построение, приписываемое древним литовцам. В XVI веке литовский пантеон богов описали М.Стрийковский, А.Гванини. А самым авторитетным источником П.Дундулене считает «Хронику Пруссии» Симона Грунау, хотя еще в 1876 - 1895 годах французский ученый М.Топен указывал на недостоверность подаваемых Грунау сведений. А польский историк и философ Ф.Конечны (1862-1949) был еще откровеннее: «Его (Грунау) сочинение в себе имеет столько лжи, сколько имеет страниц шесть его фолиантов, точнее сказать даже больше, потому что на месте одной лжи несколько десятков. Грунау ошибается, осмыслено, придумывает сказочки, компилирует и преднамеренно фальсифицирует даже там, где имеет источники».
Подписка на журнал
|
|