2. КТО И КАК ОСПАРИВАЛ КОНЦЕПЦИЮ Н.А.МОРОЗОВА

ВОПРОС: Что возражают ваши противники? Что говорили противники И.Ньютона, Н.А.Морозова, Р.Ньютона и других критиков хронологии Скалигера?

ОТВЕТ: Если описать всю историю борьбы вокруг хронологии (борьбы, начавшейся еще в XVI-XVII веках, сразу же после появления хронологии Скалигера), то получилась бы увлекательная книга.

Что касается хронологических исследований И.Ньютона, то волна критики со стороны защитников хронологии Скалигера спала довольно быстро, лет через десять после публикации книги И.Ньютона. Обзор высказываний его критиков дан, в частности, в книгах [158], [471], [112]. Ничего интересного и содержательного они не сказали. Возражения И.Ньютону сводились к филологическим рассуждениям, фактически не касаясь существа вскрытых И.Ньютоном ошибок в хронологии И.Скалигера.

Существенно эмоциональней была реакция на книгу Н.А.Морозова "Христос (история человеческой культуры в естественно-научном освещении)". Появилось довольно много публикаций. Впрочем, из большого числа критических работ внимания заслуживает лишь одна - развернутое выступление проф.Н.М.Никольского "Астрономический переворот в исторической науке. (По поводу книги Н.А.Морозова "Христос", Л., 1924)" (журнал "Новый мир", 1925, № 1).

Н.М.Никольский реагировал лишь на 1-й том "Христа" (остальные тома еще не вышли). Этим обстоятельством объясняется ряд недоуменных вопросов Н.М.Никольского, большинство которых получили ответ в последующих томах книги Н.А.Морозова.

После публикации статьи Н.М.Никольского, журнал "Новый мир" практически мгновенно (уже в № 4 за этот же 1925 год) опубликовал и обширный ответ Н.А.Морозова "Астрономический переворот в исторической науке". Статья Н.А.Морозова полностью снимает все недоумения и возражения Н.М.Никольского.

В итоге никаких серьезных возражений Н.М.Никольский и другие критики хронологических исследований Н.А.Морозова выдвинуть не смогли. Типичные вопросы, которые возникали у критиков Н.А.Морозова и которые сегодня возникают у критиков наших работ, можно разделить на следующие группы.

1) Деловые и спокойные возражения. Их было немного, хотя они были самыми интересными. Все остальные высказывания были скорее выражением чувств негодования, чем возражениями по существу. Вот примеры.

2) На протяжении 400-500 лет целая армия историков честно трудилась, изучая документы. Наивно думать, что они не заметили декларируемых вами ошибок в хронологии. Поэтому скалигеровская хронология верна.

3) Если вы правы и хронологическая сетка ошибочна, следовательно, на протяжении нескольких сотен лет историки обманывали общественность. Это предположение нелепо, поэтому скалигеровская хронология верна.

4) Критики скалигеровской хронологии - самоуверенные люди, одержимые манией величия (оскорблениям такого сорта особенно часто подвергался Н.А.Морозов). Поэтому скалигеровская хронология верна.

5) Чтобы получить право критиковать скалигеровскую хронологию, нужно сначала стать профессиональным историком, окончить исторический факультет, защитить докторскую диссертацию по истории и т.д. Ученые, "пришедшие со стороны", некомпетентны в вопросах истории. Поэтому скалигеровская хронология верна.

6) Никогда в истории научной мысли целая научная теория полностью не перечеркивалась; знания о мире могут лишь уточняться, не отрицая всего прошлого опыта. Поэтому скалигеровская хронология верна.

7) Политические обвинения и навешивание ярлыков. Например, во времена марксизма-ленинизма самым "весомым" ответом на наши научные публикации, посвященные хронологии, было: "эти исследования противоречат марксистско-ленинской периодизации истории, а потому являются антисоветскими". Поэтому скалигеровская хронология безусловно верна. Сегодня эти доводы уже "не работают". Но начинают появляться другие, аналогичные.

Критики Н.А.Морозова и наших работ часто повторяют, что Н.А.Морозов, и будто бы вслед за ним и мы, утверждаем, что "древнего мира вообще не было". Почему усиленно повторяется эта явная нелепость? Вероятно потому, что с ней легко спорить. Любой здравый, но не посвященный в суть дела собеседник согласился: да, действительно, какая-то глупость. В данном случае наши критики применяют весьма распространенный прием псевдонаучной борьбы. Из наших исследований совсем не следует, что "древнего мира не было". Конечно, он был.

Проблема не в этом. А в том - когда и где был этот известный сегодня "древний мир", а также - когда и где написаны известные сегодня древние тексты? Сколько веков той древности, которая отразилась в письменных источниках, "доживших" до наших дней?

Вернемся к обзору откликов на работы Н.А.Морозова. В 1907 году по поводу книги Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре" в Москве был издан ответ В.Эрна под названием "Откровение в грозе и буре. Разбор книги Н.Морозова". Когда Эрн писал свой ответ, он был знаком только с книгами Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре" и "Пророки", так как книга "Христос" тогда еще не вышла из печати. Большинство вопросов и возражений В.Эрна просто не возникли бы, если бы он был знаком и с этой последней книгой Н.А.Морозова. Мы приведем несколько мыслей В.Эрна для того, чтобы показать - какие чувства возникают в душе историка при знакомстве с нескалигеровской хронологией.

Например, говоря о сомнениях Н.А.Морозова в подлинности многих древних документов, В.Эрн пишет: "Они поражают. Поражают высокомерием естественника, презирающего все другие науки (? - А.Ф.), кроме естественных, отрицающего всякое их значение только потому, что он с ними не знаком... Он говорит, что манускрипты дошли до нас "в копиях средневековых монахов", что напечатаны они были только в XVI и XVII веках. Но что он хочет этим сказать? Разве по отношению ко всей древности, решительно ко всем древним авторам, начиная с Гомера и кончая каким-нибудь Марком Аврелием, мы не находимся точно в таком же положении? Усомниться в тех манускриптах, которые говорят об Апокалипсисе, - это значит усомниться во всех манускриптах, которые нам остались от древности, ибо все критики, все филологи единогласно утверждают, что эти манускрипты ничем качественно (в смысле сохранности текста, принадлежности к известным эпохам и авторам) не отличаются от манускриптов других... Он объявляет поединок всем многочисленным филологам и историкам XVIII и XIX века".

Были не только отрицательные отызвы. Так, Н.Суханов ("Правда" от 27 мая 1928 года) высоко оценил работу Н.А.Морозова и призвал в организации широкой научной дискуссии по проблеме хронологии. В частности, он писал: "В сфере критики методов, критики документов, критики длиннейшего ряда утвержденных доселе "истин", Морозов силен и убедителен". Закончил свою статью Н.Суханов так: "Я отдаю себе полнейший отчет в трудности положения. Специалисты усваивают свои истины основательно и крепко. Одни занимаются всю жизнь эпохой Пунических войн, другие - эпохой Сети и Рамзеса, третьи - Вергилием и Горацием. Традиции науки, исходные точки собственных трудов, были усвоены еще в юности. До глубоких седин, преклоняясь перед авторитетами, ученые углубляли познание эпохи - в установленных границах. Надо понять, что значит для такого ученого страшный термин "пересмотреть"! Как это так - пересмотреть жизнь, которую прожил... Но если для этого возник повод, то надо это сделать. Книги Морозова - каковы бы ни были их вес и судьба - явились таким поводом".

Отметим также статью П.Преображенского ("Правда" от 13 мая 1928 года), статью М.Данана ("Литературная газета" от 18 июня 1929 года), обзор в сборнике "Очерки историографии Библии и раннего христианства" Г.М.Лифшица, статью Г.Федорова "Откровения и наука" ("Новый мир", 1975 год, № 1). Все эти отзывы не содержат каких-либо конкретных научных возражений.

Н.А.Морозов писал: "Мне очень трудно продолжать эту часть моей работы, так как никто лучше меня не понимает, что для всякого, кто не посвятит этому предмету многих лет своей жизни, - а я занимался им, хотя и с перерывами, с 1883 года, - все, что я говорил сейчас и буду говорить далее, покажется лишь праздной попыткой сокрушить несокрушимое... Гебраист не знает египтологии с ее иероглифами, египтолог не знает ассириологии с ее клинописью, эллинолог не знает арабского языка, арабист не знает санскрита... А все эти форты и фронты, однако, сделаны искусно защищающими друг друга. У кого хватит смелости атаковать какой-нибудь из них, когда он знает, что на него тотчас же заремят ураганным огнем все остальные? А как атаковать все сразу, когда на каждый надо употребить несколько лет труда? Человеческой жизни не хватает на подготовку ко все- му этому, да и работа неблагодарная: разрушать что бы то ни было всегда неприятно даже и с целью созидания чего-либо лучшего на старых развалинах." Н.А.Морозов. Христос, т.1, Л.,1924, с.409.

Отсутствием у критиков Н.А.Морозова серьезных возражений, возможно, и объясняется то показательное обстоятельство, что по мере выхода в свет все новых и новых томов "Христа" уровень критики идей Н.А.Морозова быстро падал. Ее тон стал несдержанно скандальным, началось шельмование. Затем критики вообще смолкли и наступило мертвое молчание на несколько десятилетий. Замалчивание научной идеи - один из способов псевдонаучной борьбы, когда все другие легальные и нелегальные средства испробованы и оказались безрезультатными. О Н.А.Морозове стали вспоминать лишь как об известном общественном и политическом деятеле, народовольце, почетном академике, директоре научного института им.Лесгафта, авторе важных работ по химии и т.п. Если где-то и проскальзывала краткая и малопонятная информация об исторических работах Н.А.Морозова, она тут же снабжалась пренебрежительным комментарием типа: "эти бредовые идеи давно выброшены на свалку истории".

Но, по-видимому, глубокие научные идеи не гибнут. В 1974 году в Московском университете группа математиков заинтересовалась проблемами древней хронологии и, естественно, через короткое время перед нами всплыли имена Н.А.Морозова, Т.Моммзена, а позднее Исаака Ньютона. Первые наши научные публикации на эту тему вышли в 1980 году. С другой стороны, в 1978 году в США вышла в свет очень интересная книга Роберта Ньютона "Преступление Клавдия Птолемея", переведенная на русский язык в 1985 году.

<< назад                  вперед >>

содержание

 

 

_