Часть 2 К И Т А Й НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ КИТАЯ. НАША ГИПОТЕЗА ВВЕДЕНИЕ С китайской историей связано много предрассудков. Сегодня считается, что она ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДРЕВНЯЯ, что ее датировки АБСОЛЮТНО НАДЕЖНЫ, что она во многом ПРЕДШЕСТВУЕТ европейской истории. Считается, что основы китайской хронологии настолько прочно установлены, что она являет собой пример безусловно древней и надежной хронологии. Имея перед глазами такой пример, трудно поверить, что европейская, египетская и малазиатская истории в действительности так молоды, как мы это доказываем. Нас могут спросить: как могло произойти, что китайская письменная история начинается много тысяч лет тому назад и тем не менее надежна, а наша европейская история ── более короткая, а содержит так много ошибок? Не может же такого быть, чтобы китайцы вели свою хронологию и историю в течение шести тысяч лет и не ошиблись, в то время, как у всех остальных народов письменная история не древнее тысячи лет и полна ошибок. Резюмируя, получаем, что китайская история представляет собой образец, глядя на который трудно себе представить, что скалигеровская версия европейской письменной истории может быть столь ошибочной. Поэтому здесь мы вкратце опишем ситуацию с китайской историей, отнюдь не претендуя на полную ее реконструкцию. Это мы предоставляем историкам-китаеведам. Впрочем, некоторые результаты, собранные в этой части, являются ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМИ. Работа по реконструкции истории Китая только начата. Глава 1 АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В <<ДРЕВНИХ>> КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ 1. КАКИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОПИСАНЫ В КИТАЙСКИХ ХРОНИКАХ Астрономические явления, зафиксированные китайцами, были тщательно изучены Н. А. Морозовым в 6-м томе его труда <<Христос>> [5e37]. Мы начнем наш анализ, процитировав некоторые из его наблюдений, а затем дополним их нашими новыми соображениями. Китайцы оставили записи о появлении комет. Эти сведения дошли до нас в двух основных кометных каталогах, считаемых сегодня ОЧЕНЬ ДРЕВНИМИ. <<Большое историческое сочинение <<Лето-Запись>>... начинает рассказ с минус 2650 года. Она считается основанной неким <<шталмейстером>> около минус 97 года и продолженной разными историками до 1644 года нашей эры. В ней несколько частей посвящены исключительно астрономии, где приводятся наблюдения Солнца, Луны и пяти планет, а также покрытия звезд и появления комет. <<Лето-Запись>> по англо-шанхайски произносится Ше-Ке, как ее обычно и называют европейцы. В <<Энциклопедии Лесного коня>>... находится целый том с описаниями комет. Этот <<Лесной конь>> (Ма-Туан-Линь) ── говорят нам, ── жил около 1232 года нашей эры и довел до своего времени, неизвестно, по каким откровениям, записи комет от минус 611 года. Все остальное в <<Энциклопедии>> доведено до 1644 года, то есть как раз до того времени, когда закончены такие же отметки и в <<Лето-Записи>> <<шталмейстера>>, а также и у европейских кометографов. Припомним только, что знаменитая <<Кометография>> Любенецкого вышла в 1681 году; ей предшествовали в Европе сборники начала XVII и конца XVI веков. Мы видим, как сразу возникли обширные кометографии и в Западной Европе, и в Китае, в период между XIII и XVII веками, а это едва ли могло произойти независимо друг от друга. БОЛЕЕ КОРОТКАЯ <<Китайская история>> ── ТОЛЬКО В 100 ТОМАХ! - от допотопных времен по 1367 год была переведена на французский язык еще католическим миссионером Майлья (Mailla), и в ней есть некоторые кометы, не находимые в двух предшествовавших первоисточниках>> [5e37], с. 58-59. Итак, основные китайские первоисточники окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ. Оказывается, как отмечает Морозов, У КИТАЙЦЕВ НЕТ РУКОПИСЕЙ РАНЕЕ XVII ВЕКА [5e37]. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ, в то время как европейцы в XIV-XV веках писали НА КОЖЕ ── ПЕРГАМЕНТЕ. Понятно, что кожа ── куда прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае запомним для себя немаловажный факт ── сегодня не существует китайских текстов, датируемых ранее XVII века. Морозов пишет: <<Ведь у китайцев, как я уже говорил, НЕТ РУКОПИСЕЙ ДРЕВНЕЕ XVII ВЕКА, когда летописи Ше-Ке и Ма-Туен-Лиан компилировались, может быть, при участии КАТОЛИЧЕСКИХ МИССИОНЕРОВ, заведовавших тогдашними китайскими обсерваториями и даже строившими их для китайцев>> [5e37], с. 119. <<Приводя здесь подробный реестр комет, ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫХ Майлья и Гобилем и более поздними европейскими авторами, я не могу не высказать... некоторого недоверия к ИСТИННО КИТАЙСКОМУ происхождению этого списка. Он... был приведен сокращенно и с обработкой в <<Кометографии>> Пенгрэ. Затем Био (Biot) опубликовал в <> в 1846 году кометные списки <<Лето-Записи>>, оставив за ней ее шанхайское название Ше-Ке, и почти такие же списки из <<Энциклопедии>>... (Ма-Туан-Лин в шанхайском произношении)... Оба эти реестра, хотя и носят явные следы переписывания друг из друга, оказываются уже ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДРОБНЕЕ СПИСКА, ДАННОГО ПЕРВОНАЧАЛЬНО Майлья и Гобилем>> [5e37], с. 42. Итак, кто-то в XVIII-XIX веках СУЩЕСТВЕННО ДОПОЛНЯЛ якобы древние китайские списки комет. И происходило это В ЕВРОПЕ. Вскоре мы увидим ── кому и зачем это понадобилось. А заодно мы покажем, что скорее всего, список комет БЫЛ ДОПОЛНЕН ПОСЛЕ 1759 ГОДА. Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ, А НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ НЕ ОСТАЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [5e37], с. 132. Это очень странно, если верить тому, что китайцы на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения. В Европе, где астрономические наблюдения того времени считаются далеко не столь выдающимися, как китайские, тем не менее сохранились подробные описания инструментов, техники наблюдений и т. д. Вспомните хотя бы древний энциклопедический труд ── <<Альмагест>> Птолемея. Что же, китайцам, якобы наблюдавшим небо много столетий, ни разу не пришло в голову рассказать ── как именно и при помощи каких инструментов они это делали? Конечно, нам скажут, что китайцы <<держали в секрете>> свои методы. Не будем здесь спорить, поскольку вскоре мы столкнемся с куда более серьезными аргументами в пользу гипотезы, что реальные астрономические наблюдения в Китае действительно начались не ранее XV века. Кроме кометных списков в китайских летописях упомянуты затмения, а Морозов также обнаружил единственный гороскоп. О кометах мы специально поговорим чуть позже. Но результаты нашего собственного исследования мы сформулируем уже сейчас. Они состоят в следующем. 1) Единственной кометой, по которой хотя бы в принципе можно было бы подтвердить правильность традиционной хронологии Китая, является комета Галлея. Остальные кометы для целей датировки СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ. 2) Сообщения о появлениях кометы Галлея ранее XV века н. э. ПОДЛОЖНЫ и были сфабрикованы по-видимому в XVIII-XIX веках. И это не есть наша гипотеза. Это есть СТРОГОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое мы ниже докажем. Впрочем, мы не утверждаем, что ВСЕ китайские сообщения, относимые сегодня к комете Галлея, ── подложны. Оказывается, для совершения указанного подлога достаточно было сфабриковать всего лишь ОДНО или ДВА НАБЛЮДЕНИЯ. Подлог был совершен скорее всего в промежутке от 1759 года до 1835 года. 2. КИТАЙСКИЕ ЗАТМЕНИЯ Затмения в китайских хрониках описаны ОЧЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННО, например, не указывается фаза, место наблюдения и т. п. Морозов справедливо отмечает, что при такой туманности описаний затмения служить для датировки не могут, поскольку для каждого десятилетия можно подобрать <<подходящее>> затмение, действительно происходившее где-то и с какой-то фазой. Если же допустить, что китайцы описывали лишь ярко выраженные, то есть полные затмения, которые действительно случаются достаточно редко, то в таком случае эти описания вообще не могут соответствовать реальности. Например, в китайской <<Истории государства киданей>> Е Лун-Ли (М., 1979, изд-во Наука) солнечные затмения указаны в 992, 994, 998, 999, 1002, 1004, 1007 годах и так далее. ПОЛНЫХ (или хотя бы хорошо заметных) СОЛНЕЧНЫХ ЗАТМЕНИЙ с такой частотой на одной и той же территории НЕ БЫВАЕТ. Вывод. КИТАЙСКИЕ СООБЩЕНИЯ О ЗАТМЕНИЯХ НЕ В СОСТОЯНИИ ПОДТВЕРДИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ КАКУЮ-ЛИБО ХРОНОЛОГИЮ КИТАЯ. Правильную или неправильную. 3. КИТАЙСКИЕ ГОРОСКОПЫ Тут дела обстоят еще хуже. Ни одного собственно китайского древнего гороскопа, как утверждает Морозов, после изучения китайских хроник, ── НЕТ. По крайней мере Морозову обнаружить их не удалось [5e37], с. 125. Единственный гороскоп, относящийся к китайской истории, сохранился в восточно-азиатских летописях [5e37], с. 50. Он был изучен Морозовым. Гороскоп относится к правлению внука САМОГО ПЕРВОГО КИТАЙСКОГО <<Желтого>> Императора Хуан-Ди. Заметим в скобках: не императора ли ИОАННА? ── Хуана или Гуана, Жуана в восточном или испанском произношении? Сегодня историки датируют начало правления этого императора первой половиной ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Император Хуан был <<современник Ноя, причем это было ── говорят нам ── не настоящее имя, а лишь <<посмертное прозвище>> его, потому что у китайцев имя императора умирало вместе с ним и после смерти ему давалось НОВОЕ>> [5e37], с. 43. Так вот оказывается, что <<в царствование внука Желтого императора, весной, в первый день первого месяца все пять планет сошлись под группой звезд альфа-бета Пегаса, то есть в Водолее и отчасти в Козероге>> [5e37], с. 50. Этот гороскоп поддается датировке, что и сделал Морозов. Оказалось, что в третьем тысячелетии до нашей эры, куда историки помещают Желтого императора, а следовательно, и его внука, <<не было даже и намека на соединение всех пяти планет около Водолея, а после него такое событие осуществилось вполне лишь 9 февраля 1345 года и притом в очень эффектном виде>> [5e37], с. 54. Итак, Желтый император ── первый правитель древнейшего Китая ── правил в XIV веке НАШЕЙ ЭРЫ. Не отождествляется ли тогда ПЕРВЫЙ китайский император Хуан с Пресвитером ИОАННОМ, то есть с Иваном Даниловичем Калитой? Согласование тогда получается ОЧЕНЬ ХОРОШИМ. Иван Калита правил в 1328-1340 годах. А гороскоп указывает на 1345 год. Вполне подходит для правления внука Калиты. Может возникнуть вопрос: а что же ── до Морозова никто не датировал этот гороскоп, столь важный для древнейшей китайской истории? Датировали. Рассказ о том, как это делалось, поучителен. Приведем его, следуя Морозову. <<А как же Байльи (Baily) вдруг <<подтвердил>> эту псевдокитайскую допотопную хронологию, говоря, что соединение пяти планет действительно было 20 февраля минус 2448 года? >> - пишет Морозов ── <<Очень просто. Он допустил, что китайцы, еще за две тысячи четыреста сорок восемь лет до начала нашей эры предвосхитили неестественное средневековое астрологическое приравнение Солнца и Луны к планетам, как будто бы предвосхитили и Метонов 19-летний лунный цикл более чем за две тысячи лет до европейского Метона, но вдруг исключили из числа планет ДВЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ: ЮПИТЕРА И САТУРНА, заменив их Солнцем и Луною (!). И ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРОСТО. Так как геоцентрические сочетания Солнца, Луны, Меркурия, Венеры и Марса В ЛЮБОМ СОЗВЕЗДИИ ПРОИСХОДЯТ ПОЧТИ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15-17 ЛЕТ, то на протяжении 77 лет воображаемого царствования внука Желтого императора Байльи, выбросив из счета самые большие планеты, КОНЕЧНО И НАШЕЛ тотчас же подходящее для него сочетание малых>> [5e37], с. 50-52. Если ТАК <<подтверждать>> традиционную хронологию, то китайскую историю безусловно следует отнести к числу наиболее <<хорошо подтвержденных>>. 4. <<ДРЕВНЕЙШИЙ>> КИТАЙСКИЙ 60-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ И КОГДА ОН ВОЗНИК В наше время многие знают об этом цикле и старательно следят за тем ── какой сегодня год: обезьяны, свиньи, петуха и т. п. Уважительно спрашивают друг у друга: петух ты или собака, предполагая тем самым, что соприкасаются с древнейшей мудростью седого Востока, который еще задолго до потопа обнаружил загадочные закономерности календаря, управляющие нашими судьбами. Особую прелесть этой теории придает, конечно, ее якобы невероятная древность. Предполагается, что исчисление по 60-летнему циклу было принято китайцами на самой заре их истории, во времена все того же известного Желтого императора ── в 2638 году до н. э. [5e37], с. 43. Но 60-летний цикл хорошо известен в астрономии. Это приблизительный период соединений Юпитера и Сатурна. Таким соединениям в средние века действительно придавали очень большое значение. Морозов выдвинул естественную гипотезу, что именно такие соединения и легли в основу <<древнейшего>> китайского 60-летнего цикла. Но 60-летний период в соединениях Юпитера и Сатурна ПРИБЛИЗИТЕЛЕН. Следовательно, мы получаем замечательную возможность датировать момент введения 60-летнего календарного цикла. В самом деле, с течением времени накапливается расхождение между астрономическими соединениями Юпитера с Сатурном и календарными началами 60-летнего китайского цикла. Интересно посмотреть ── КОГДА ОНИ СОВПАДАЛИ. Это и даст нам эпоху ВВЕДЕНИЯ такого цикла. Оказывается, что совпадения эти были ТОЛЬКО МЕЖДУ 1204 и 1623 ГОДАМИ НАШЕЙ ЭРЫ. Кстати, ── в точности накрывает гороскоп Желтого императора: 1345 год н. э. (см. выше). Гипотеза. <<Древний>> китайский 60-летний цикл был впервые введен не ранее XIII века н. э. Скорее всего ── в XIV веке, то есть в эпоху Желтого императора Хуана-ИОАННА или даже еще позже. 5. КОГДА КИТАЙЦЫ ИЗОБРЕЛИ ПОДЗОРНУЮ ТРУБУ Все мы думаем, что подзорная труба была изобретена Галилеем, или его непосредственными предшественниками, в XVII веке. Он додумался до революционной идеи ── использовать оптические линзы для разглядывания удаленных объектов, в том числе планет и звезд. Это изобретение произвело настоящую революцию во многих фундаментальных областях знания ── в навигации, астрономии и т. п. Однако, оказывается, все мы глубоко заблуждаемся о времени открытия подзорной трубы. Якобы в VI веке ДО Н. Э., то есть в то время, когда многие европейские народы еще ютились в пещерах, в Китае подзорную трубу уже знали и широко ею пользовались. Это видно из древней китайской книги <<Канонические стихи>> (Ши-Цзин), которые были <<перередактированы, будто бы, еще великим мудрецом Конфуцием, жившим, ── говорят нам ──... в минус шестом веке... Книга <<Канонические стихи>> считается современными китайскими учеными одной из пяти книг их древнего <<Пятикнижия>>... Первая часть этой книги, называемая <<Высший Император>>, рассказывает о деяниях императора <<Высшего>> (Яо), взошедшего на престол в 41 году 5-го цикла... В параграфах 3-8 <<Канонических Стихов>> дана инструкция этого <<Высшего Царя>> его двум астрономам <<Плану>> и <<Чертежу>> (Хе и Хо). В первом из них, то есть в параграфе 3, он повелевает им: <<Наблюдать небеса, вычислить календарь, устроить прибор, на котором были бы представлены 12 знаков зодиака и движения по ним Солнца и Луны>>... В параграфе 8 император говорит своим астрономам: <<План и Чертеж! Вы знаете, что год состоит из 366 дней! Установите промежуточные месяцы и сто церковных служб и все будет хорошо>>. А комментатор этого места прибавляет, что 366 дней есть лишь истинное время обращения всего неба, а длина солнечного года равна 365 и 1/4 дней. Отсюда заключают, что ЮЛИАНСКИЙ ГОД БЫЛ ОТКРЫТ В КИТАЕ ЕЩЕ КОНФУЦИЕМ... И ЧТО ПРЕЦЕССИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ГОДА БЫЛА ИЗВЕСТНА КИТАЙСКОМУ НАРОДУ ДАЖЕ И В ТО ВРЕМЯ (хотя и определена слишком большою)>> [5e37], с. 57. Подчеркнем, что такой уровень астрономических знаний <<древнейшего Китая>> соответствовал бы уровню европейской астрономии эпохи XV-XVI веков НАШЕЙ ЭРЫ. Современных историков это почему-то не удивляет. На этом якобы древнейшие китайские открытия не заканчиваются. <<Вторая часть этих <<Канонических стихов>>, называемая Покорный Император (Шун-Ди), сообщает о деяниях императора Покорного (наследника Высокого). Он приказал сделать инструмент, <<ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ>>, ЧТОБЫ СЕМЬ ДВИЖУЩИХСЯ СВЕТИЛ <<МОГЛИ БЫТЬ НАБЛЮДАЕМЫ ЕЖЕДНЕВНО>>. Отсюда как будто возможно вывести с полной очевидностью, что и зрительная труба Галилея была известна китайцам еще за четыре тысячи лет до великого европейского ученого... Так почему же те, которые допускают, что и юлианский год, и армиллярная сфера, и равноденствие, и солнцестояние, и все остальное, было известно китайцам так давно, останавливаются перед этим последним шагом, и толкуют ЗРИТЕЛЬНУЮ ТРУБУ как астрономический квадрант? >> [5e37], с. 58. Вывод. Такие тексты могли быть написаны, как нам кажется, НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ. Напомним здесь еще раз, что сохранившиеся китайские рукописи датируются как раз не ранее XVI-XVII веков.