статьи

 

 

Сходство и значение трехлепестковых символов

в культурах Руси, Европы и Средней Азии

 

А.В.Авдеенко


(внимание! ждите загрузки всех рисунков!)


  

Мать-сыра земля

Русская вышивка

Корона  и  жезл

Трехлепестковые

лилии  в  нимбе

Традиционный киргизский  орнамент

 

Рис.1. Простые трехлепестковые символы

 

Трехлепестковые символы известны у самых разных народов – от Британских до Японских островов. В статье основное внимание уделяется самому простому вариант такого символа – с ромбовидным центральным элементом и двумя полукруглыми, направленными вниз, боковыми. В различных культурах известны и более сложные подобные символы – с большим количеством лепестков, с другими формами и ориентацией лепестков и центрального элемента. По-видимому, они являются производными от основного – простого варианта, и подробно здесь не рассматриваются.

 

Несмотря на явную схожесть формы простых трехлепестовников в разных культурах, возможность  происхождения этих символов из одного центра, насколько это известно автору, не рассматривалась. Вместе с тем, имеющиеся сведения даже о самом известном из таких символов – французской гербовой лилии – не позволяют считать его происшедшим самостоятельно.

 

Рассмотрим, что известно о простых трехлепестковых изображениях на Руси, в Европе и в Средней Азии, а также в христианской религиозной символике. Для краткости далее будем называть простой трехлепестовик как 3-Л.

 

Русь

 

На Руси 3-Л восходит к изображению Матери-сырой земли (рис.1)[1]. Такое изображение можно увидеть, например, в центре колта (рис.2)[2]. Производным от 3-Л можно считать и старообрядческие кресты особой формы (рис.3)[3].

 

 

 

Рис.2. Колт с изображением

фантастических птиц. XII в.

 

Рис.3. Старообрядческие кресты-голубцы

на карельском кладбище в с.Шуерецкое

 

На Руси известны различные мифические женские существа, а также женщины-святые – Мокошь, доможириха, “баба кислогубая”, Параскева Пятница, берегиня, рожаница, Богородица и т.д. Всех их можно считать в той или иной мере производными в народном сознании от Матери-сырой земли. Фигурки на русских вышивках[4], происхождение которых связывают с такими мифологическими и религиозными персонажами, часто выполняются в виде 3-Л (рис.4)[5].

 

 

     

 

Рис.4. Антропоморфные узоры русских вышивок

 

3-Л изображается и на кокошниках. А на гравюре “Боярская семья” А.Олеария (рис.5)[6] мы видим русскую женщину в трехлепестковой короне.

 

 

   

 

Рис.5. Русская женщина в трехлепестковой короне. С гравюры “Боярская семья” А.Олеария

 

 

Европа

 

Гораздо чаще мы привыкли видеть такие короны с 3-Л у западноевропейских правителей. Такие короны были у французских, английских, чешских и др. королей, у императоров Священной Римской Империи. Но 3-Л есть не только на коронах, но и на других символах власти – таких, как жезл, трон и др. (рис.1, 6)[7].

 

 

    

 

Рис.6. Трехлепестковые символы на европейских коронах (Генрих V), тронах (Карл Лысый)

и др. (фрагмент знаменитого гобелена из Байе, изображающего покорение Англии норманнами)

 

 

3-Л в виде трех (или в другом варианте – множества) лилий присутствовал на гербе французского королевства, и сохраняется в гербах Канады и ее бывшей французской провинции – Квебека, а также множества городов Франции. 3-Л в составе корон изображен на гербах нынешних европейских государств – Финляндии, Великобритании. Одна 3-Л лилия, увенчанная короной, представляет собой герб Флоренции. Есть лилии и на гербах городов других государств. Перевернутый 3-Л иногда представляет собой хвост гербового орла (рис.7).

 

Происхождение 3-Л лилий, как символа французского королевства, выглядит довольно спорным[8] (здесь и далее курсивом выделены цитаты; подчеркивание и выделение в них – мое):

 

 

  

Герб на старинном здании в Которе (Черногория)

 

 

 

 

Рис.7. Трехлепестковые символы в европейских гербах

 

 

...Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что аллеманы, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами, воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э. отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции эмблемой королевской власти под сенью церкви.

 

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок, который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское название цветка — (Ли, лис). <...>

 

...Мнение, однако, что лилия Хлодвига была красная, в дальнейшем не подтверждается, так как королевские французские лилии, являющиеся эмблемой королей, были всегда белые.

 

Обращение Хлодвига в христианство произошло, как мы видели, еще в V веке, и с этих пор проходит много столетий, а о лилии во французских хрониках больше ничего не говорится. Единственным воспоминанием о ней за это время является лишь увенчанный этим цветком скипетр первых французских королей, хранящийся в Сен-Жермен-де-Пре, старейшей из церквей Парижа, построенной еще в ХП столетии.

 

В ХП же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда, отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда, по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для помещения на знамени.

 

Он избирает ее, с одной стороны, потому, что название ее, произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем — Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее помощью одолел врагов христианства; он же идет тоже на борьбу с неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и был основателем французской монархии.

 

Таким образом, здесь в первый раз появляется то белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое становится впоследствии эмблемой королевской власти и преданности папскому престолу.

 

Лилия встречается также в гербе Людовика IX Святого, но только вместе с маргариткой, которую он присоединил в память об его любимой жене Маргарите. Три лилии красовались также и на его знаменах во время предпринятых им крестовых походов и обозначали сострадание, правосудие и милосердие — три добродетели, которыми отличалось все царствование этого добрейшего из королей.

 

Форму лилии придавали также, как мы уже говорили, концу скипетра, и сама Франция называлась царством лилий, а французский король — королем лилий.

 

Про лилии говорили: «лилии не прядут», указывая тем, что на французском престоле не может быть женщина, а выражение «etre assis sur des lys» обозначало занимать высокую должность, так как лилиями были украшены не только все стены судилищ, но даже и все сиденья стульев.

 

Наследовавший Людовику XI Филипп III Смелый был первым из французских королей, печать которого состояла просто из трех лилий, а при Карле VII, жившем с 1422 до 1461 года, т.е. 200 лет спустя после Филиппа III Смелого, печать эта становится уже и государственным гербом. Этот же король, желая почтить память Жанны д’Арк, не находит ничего более высокого и благородного, как возвести ее родных в дворянское достоинство под фамилией du Lys (Лилиевых) и дать им герб, представляющий собой на синем поле меч с двумя лилиями по бокам и венком из лилий наверху. <...>

 

Известно позднее изображение Жанны Д’Арк с мечом, украшенным лилиями (рис.8), а также рисунок с Орлеанской Девой на королевском совете, где король сидит под балдахином с такой же символикой (рис.9)[9].

 

Итак, лилия (впрочем, есть утверждения, что этот цветок – не лилия, а ирис) в качестве государственного герба Франции постоянно используется только с середины XV-го века, как и, например, двуглавый орел с той же целью – в Московском государстве. Получается, что становление этого государственного символа – переход от периодически использовавшегося королевского герба к гербу страны – заняло целых три века.

 

Причем в его изображении только с конца XIII в. изначально романская форма лилии сменяется готической, более изящной[10] (удлиняется центральная часть, приобретая форму наконечника копья; видоизменяются боковые лепестки).

 

Что касается лилии Хлодвига, скорее всего, легенда о ней просто обосновывает претензии на этот знак власти.

 

В средневековье лилии были также на щите герба Англии, подчеркивая претензии на французский престол.

 

 

 

Рис.8. Жанна Д’Арк с мечом,

украшенным лилиями

 

Рис.9. Карл VII и его Совет.

Внизу справа – Жанна Д’Арк

 

 

Христианство

 

(Еще из[8]) ...Во всех католических землях [лилия] считается преимущественно цветком Пресвятой Девы, и изображение Божьей Матери окружено здесь постоянно гирляндой из этих цветов. В венках же из лилий идут здесь девушки в первый раз к св. Причастию, что делается в память того, что, будто, в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали и св. Крещение.

 

В Пиренеях же существует с незапамятных времен обычай ежегодно 24-го июня, в Иванов день, приносить срезанные в громадном количестве лилии в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжение всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-накрест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается уже как бы под охраной Иоанна Крестителя. Тут букеты эти остаются до следующего Иванова дня.

 

Существует предание, что с лилией в руке явился в день св. Благовещения архангел Гавриил к Пресвятой Деве, и потому на всех наших иконах, представляющих это событие, он изображается всегда с ветвью этих цветов. С такой же ветвью как символом чистоты и непорочности изображаются у католиков св. Иосиф, св. Иоанн, св. Франциск, св. Норберт, св. Гертруда и некоторые другие святые. Лилиями же убирают в подземных римских катакомбах и гробницу св. Цецилии. ...

 

Интересные сведения по христианской символике лилии приводятся также в [10]:

 

...Ветхий Завет полагает ее символом любви, красоты и благодеяния. Новый Завет упоминает лилию только один раз - как символ царского величия в тексте Нагорной проповеди. Следовательно, семантика лилии неоднозначна, она изначально не связывается с идеей девственной чистоты, которая стала ведущей в понимании данного знака Церковью, начиная с XI в. Так, в своих комментариях к "Песне Песней" Бернар Клервосский обнаруживает мистическое понимание знака лилии как символа непорочности Марии и безгрешной природы Христа. Однако закрепление культа Девы Марии придало лилии женское начала, одновременно символизирующее и Церковь. С XII в. лилия появляется на гербах епископов и монетах церквей, посвященных Марии. Так, в Реймсе, начиная с архиепископства Эрве, чеканилась монета с крестом и четырьмя лилиями.

 

Причина проникновения лилии Марии в систему королевских знаков заключается, на наш взгляд, в закреплении культа матери Христа, который к концу XII в. приобретает и куртуазную окраску. Подтверждением тому служит факт массового строительства церквей и соборов на землях королевского домена с периода правления Людовика VI. Все они посвящены "Нашей Даме". Французская монархия с этого времени провозгласила себя находящейся под непосредственным покровительством Девы Марии, и символ Богоматери стал королевской эмблемой, перейдя на щит, знамя, одежду и корону монархов. ...

 

Итак, символ 3-Л связывается с Богородицей не только в русской, но и в христианской традиции (рис.12–15). По-видимому, и здесь символика Великой матери перешла к Деве Марии.

 

Далее мы еще коснемся связи женщин в христианской религии с лилией, правда, в несколько другом аспекте.

 

Красную лилию в христианстве считают символом Иосифа – по-видимому, от цветка, распустившегося на его посохе. С посохом, увенчанным лилией, изображали также германского бога Тора.

 

3-Л в христианстве употребляется также в оконечностях крестов. Здесь он считается символом Троицы. Подобные кресты можно увидеть на куполах храмов Христа Спасителя (рис.10) и Благовещенского собора Московского кремля. Аналогичные кресты были на плащах французских мушкетеров.

 

Крест с 3-Л оконечностями, выполненными несколько иначе, есть и на гербе Англии – до ее завоевания норманнами (рис.11).

 

 

 

 

Рис.10. Крест храма Христа Спасителя

 

Рис.11. Герб Англии

в 1042–1066 гг.

 

 

        

 

Рис.12. Иконы, имеющие название “Всецарица”.

Видны трехлепестковые символы в нимбах и на фоне.

 

 

 

 

Рис.14. Ботичелли.

Благовещение.

Линии у ангела над крыльями

 

Рис.13.Бугро. Мадонна  в лилиях

 

 

 

Рис.15. М.Альфонс.

Мария - Мадонна лилий

 

Распространенный мотив картин с религиозным содержанием – поклонение волхвов. Волхвы считались царями, их короны часто изображались трехлепестковыми (рис.16).

 

 

   

 

Рис.16. Картины на тему “Поклонение волхвов”.

Короны волхвов часто изображались трехлепестковыми

 

 

Средняя Азия

 

Символ 3-Л также широко распространен в среднеазиатских орнаментах (рис.20)[11], например, на коврах (рис.17)[12].

 

Так[13], ...мотив кочкор мюйюз (рог барана) занимает одно из ведущих мест в орнаменте киргизской вышивки. Он имеет разнообразные очертания: то в виде стержня с парой симметричных, более или менее закрученных спиралей, то с отростком между спиралями, иногда с парой дополнительных ветвистых рогов сверху ... . Аналогичного вида 3-Л есть и у других тюркских народов Средней Азии, например, казахов (рис.18, 19)[14].

 

 

   

 

 

 

Рис.17. Средневековые среднеазиатские ковры с трехлепестковыми мотивами

 

 

 

Рис.18. Казахи у юрты, украшенной трехлепестковой символикой.

Есть такая символика и на одежде

 

 

 

Рис.19. Пастух в шапке с трехлепестковым знаком.

 

 

 

 

 

 

Рис.20. Некоторые типичные азиатские орнаменты

 

 

 

 

З-Л символ можно увидеть на старинном изображении Мекки (рис.21)[12], возле входа в святилище Каабы. Мекка  называлась “Матерью поселений” и считалась совечной человечеству : по преданию, Адам и Ева жили на горе Арафат (на рис.21 в левом верхнем углу). И здесь этот знак оказывается связан со священной Матерью-прародительницей!

 

Зубцы городской стены средневекового азиатского города сделаны в виде 3-Л (рис.22)[12]. Есть этот узор и в орнаментальных элементах мусульманских храмов (рис.23, 24).

 

Короны и троны с 3-Л были не только у европейских, но и у азиатских правителей (рис.25, 26)[12].

 

 

 

 

Рис.21. Старинное изображение Мекки. Справа

у входа в святилище – здание с трехлепестковым

символом на крыше (увеличено на фрагменте).

 

 

Рис.22. Средневековый азиатский город-крепость. Трехлепестковые зубцы на стенах.

 

 

Рис.23. Трехлепестковый орнамент

в углах входа в мечеть

 

 

Рис.24. Возле минбара – возвышения для проповедей – сооружение с трехлепестковыми элементами

 

 

 

Рис.25. На столбах и в углах завесы

трона – трехлепестковые символы

 

 

Рис.26. Цари-звездочеты. Один из них – в трехлепестковой короне

 

 

 

 

 

На старинном изображении встречи правителей эпохи крестовых походов (рис.27) мы видим сразу трех из них в 3-Л коронах. Примечательно, что встречаются и западноевропейские, и азиатские, и по-русски выглядящие владыки, и даже негритянский царь. Обратим также внимание на правителя в белой одежде и высокой белой шапке. В подобной шапке на миниатюрах книги Марко Поло изображен Великий Хан (примеры таких миниатюр можно увидеть в части исследований Фоменко и Носовского по “Новой хронологии”, посвященной разбору сочинений этого путешественника). Эта шапка оканчивается небольшим отростком, плохо различимым на данном изображении. По-видимому, это тоже 3-Л символ, который гораздо лучше виден на головном уборе Царя царей из Тартарии (рис.28). Рядом с ним в 3-Л короне изображена царица или царевна. На столе стоит предмет, форма которого тоже напоминает 3-Л.

 

 

 

Рис.27. Встреча правителей эпохи крестовых

походов. Трое – в трехлепестковых коронах.

 

Рис.28. Царь царей из Тартарии.

На верхушке его головного убора – трехлепестковый элемент. Рядом – царица в трехлепестковой короне.

 

 

Греция, Египет, Рим, библейские персонажи

 

Использовали 3-Л символику и древние греки (рис.29)[15]. Сравните верхний крест на сосуде с теми, что изображены на рис.9 и 15. Само название цветка лилии считают происходящим от древнегреческого слова “лейрион” – “белая”, либо от древнекельтского “лилиум” (“чисто белый”).

 

Есть 3-Л и на древнегреческом фрагменте росписи кратера Мастера Сизифа, относимого к 420–410 гг. до н.э. (рис.30)[15], с этим символом изображен дед Одиссея – Автолик. Рядом с ним – мать Одиссея – Антиклея и отец – Лаэрт. А на средневековом рисунке, изображающей встречу Улисса (Одиссея) и Цирцеи (рис.31) 3-Л помещен на флаге. Быть может, это родовой знак?

 

Лилия была гербовым символом южного Египта (рис.32); у северного Египта таким символом был папирус (он тоже есть на рис.). По сравнению с другими 3-Л, здесь центральный элемент возвышается не так сильно относительно боковых.

 

 

 

Рис.29. Трехлепестковые символы на церестанской гидрии 530 г. до н.э.

 

 

Рис.30. Лаэрт (отец Одиссея), Антиклея (мать) и Автолик (дед) – держит посох с трехлепестковым навершием

 

 

 

Рис.31. Улисс и Цирцея. Флаг на корабле Улисса – с трехлепестковыми элементами

 

   

 

Рис.32. Лилии – древние символы южного Египта

 

 

(Еще из [8]) ...Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны (неточность – это имена римских богов, а не греческих !).

 

Другой вариант легенды гласит, будто бы Юпитер, желая сделать Геркулеса бессмертным, приказал Морфею приготовить для Юноны снотворный напиток, и когда, напившись его, богиня погрузилась в глубокий сон, то послал быстроногого Меркурия подложить ей под грудь маленького своего любимца. Здоровый, проголодавшийся мальчуган принялся сосать с жадностью, и из нескольких пролитых им на землю капель молока выросли те прелестные белые цветы, которые получили название лилий. <...>

 

...Мы знаем далее, что и у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине, вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

 

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея, но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет среди тростников и камышей.

 

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло — сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

 

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны — Флоре.

 

Празднества эти происходили ежегодно в последних числах апреля и представляли собой игрища, где женщины при звуках труб и литавров состязались в борьбе и беге. Победительницы получали в награду венки из цветов, их засыпали, как это и ныне часто делается при чествовании победителей на играх, целым дождем цветов. При поднесении венков появлялась статуя самой богини, украшенная цветами и гирляндами и покрытая розовым покрывалом, которое она придерживала правой рукой; в левой же у нее находились горох и бобы, которые эдилы во время этих игр бросали горстями, как лакомства, римской черни. Празднества эти были основаны возлюбленной Помпея, Аккой Лауренцией, которую за необычайную красоту другой ее поклонник, Цицелий Метелл, причислил даже к сонму богинь, поставив ее изображение в храме Кастора и Поллукса. <...>

 

...Кроме того, греки и римляне смотрели на нее, как и мы, как на символ непорочности и потому увенчивали невесту и жениха венками из лилий и пшеничных колосьев в знак той чистой и полной изобилия жизни, которую им желают. <...>

 

 

Архитектура

 

Интересно наблюдать 3-Л в архитектурных деталях (рис.33, 34). На последнем рис. – деталь картины Яна ван Эйка “Мадонна каноника ван дер Пале”, XV в. 3-Л имеются также, например, в навершиях некоторых второстепенных элементов башен московского кремля.

 

 

 

Рис.33. Современная мечеть в Казани. Видны трехлепестковые окна.

 

 

Рис.34. Ниша для статуэтки Евы.

 

 

Обобщение и предположение о происхождении

 

Попал 3-Л и на портрет Скалигера (рис.35).

 

Зигмунд Фрейд считал 3-Л фаллическим символом[16]:

 

...Лишь по поводу одного, как бы выпадающего из ряда символа “три” мне хотелось бы сделать несколько замечаний. Еще неясно, не обусловлена ли отчасти святость этого числа данным символическим отношением. Но несомненным кажется то, что вследствие такого символического отношения некоторые встречающиеся в природе трехчастные предметы, например трилистник, используются в качестве гербов и эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, и странный герб двух так далеко расположенных друг от друга островов, как Сицилия и остров Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одного центра), по-видимому, только стилизация мужских гениталий. <...>

 

Это мнение явно противоречит другим рассмотренными нами примерам, поэтому автор данной статьи с ним не согласен.

 

 

 

Рис.35. Портрет Скалигера с трехлепестковым символом

 

 

Итак, символика 3-Л распространена весьма широко. Использовалась она, во-первых, носителями власти – как элемент их корон, тронов, жезлов и т.п. Во-вторых, она сопровождает Великую Богиню плодородия, как бы та ни называлась у разных народов. Иногда она бывает и спутницей мужских богов (святых, ангелов). В-третьих, это стилизованное изображение цветка лилии или ириса.

 

 

* * *

 

Откуда же происходит 3-Л символика? По-видимому, из места, где все эти свойства проявлялись в совокупности и в большой степени – а именно, из ГОРОДА ЛИЛИЙ.

 

Это – известный город Сузы (Суза). Его основание относят к рубежу IV–III  тысячелетия до н.э.

 

Рассмотрим, что известно об этом городе из научной, публицистической и богословской литературы.

 

 

Что известно о Сузах

 

(Из[17]) ...Первым государством, сложившимся в III тысячелетии в юго-западной части Иранского нагорья, был Элам. Его главным городом и резиденцией царей являлись Сузы (эламитяне называли этот город Шушан, а в современном персидском его название звучит как Шуш). Остатки Суз расположены к юго-западу от современного иранского города Дизфуль. В результате археологических исследований стало известно, что уже в первой половине IV тысячелетия до н. э. здесь существовало укрепленное поселение, являвшееся ремесленным центром. Столицей Элама Сузы становятся во второй половине III тысячелетия до н. э. Правившие там цари вели многочисленные войны с соседями. Именно в Сузах обнаружен целый ряд памятников ассиро-вавилонской культуры, захваченных и вывезенных эламитянами в качестве трофеев. Среди них необходимо упомянуть знаменитую стеллу царя Хаммурапи и так называемую "Стеллу побед Нарамсина", на которой запечатлен первый в истории человечества международный договор. <...>

 

(Из[18]) ...Сузы (Sousa, Susa) - известная уже в V веке [до н.э.] богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов). Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашел его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвдеем и получили свое название (Сусан или Шушан) от множества лилий, которыми изобиловала эта местность. <...>

 

(Из[19]) ...СУЗЫ (лилия; Неем 1:1, Есф 1:2, Дан 8:2) - древний, великолепный, обширный город, расположенный на р. Улай, некогда бывший митрополиею всего Елама, в Персии (ныне Куджистан). Его стены, по Страбону, были сооружены из кирпичей и цемента, подобно Вавилонским, и были 115 или 200 стадий в окружности. По покорении Мидии Киром, Сузы в зимнее время служили резиденциею Персидских царей, как г.Екбатана служили летнею их резиденциею. Он назван так, вероятно, по множеству и обилию лилий в окрестностях. В кн. прор. Даниила мы читаем также, что Сузы, царская резиденция Валтасара, находилась близ р. Улай, в Еламской области; и, по Греческим писателям, главною рекою в означенной территории была р. Евлей. Акрополис Суз служил крепостью, в которой хранились сокровища Персидских царей, как то мы знаем из Геродота. Развалины г.Суз были исследованы в не столь давнее еще время. По древним надписям видно, что строение города было начато Дарием и окончено Артаксерском Мнемоном. Теперь это груда развалин, находящаяся около 30 англ. миль к з. от Шустера, столицы настоящей Худжистанской области. Сузанскою областью, по мнению некоторых толкователей, управлял пр. Даниил, удаленный от двора при Валтасаре, и в Сузах, по преданию, находится его гробница. История с Есфирью и Мардохеем, как то известно из кн.Есфирь, происходила в Сузах. По нашему мнению, открытие развалин г.Суз, описанное столь сходно с библейским повествованием, служит одним из наиболее разительных доказательств истины и боговдохновенности Свящ. Писания. Другие остатки древности, находимые в Сузах, принадлежат к различным периодам, быть может, к седьмому или восьмому векам по Р.Х. <...>

 

Особенностью организации власти и религии в Сузах являлось большое влияние женщин.

 

(Из[20]) ...Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н.э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах (“великий посланец”) и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша. На третьем месте в иерархии стоял наместник области Сузиана, который был старшим сыном царя. Более мелкими областями управляли лица местного происхождения, после кончины которых власть переходила к их племянникам (сыновьям сестер).

 

Для царских семей Элама были характерны браки на сестрах и левират, когда после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол. Поэтому цари и наследники престола в Эламе издревле носили титул “сыновья сестры”. Браки на сестрах продолжались в течение очень долгого времени, во всяком случае до середины VII в. до н.э.

 

Хотя в течение всей истории Элама женщина сохраняла свое почетное положение, в системе государственного управления постепенно произошли большие изменения. Начиная с XIII в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству по отцовской линии, от царя к его старшему сыну.  <...>

 

...Хотя эламская религия была связана с религией двуречья, но в существенных чертах она весьма своеобразна. Религиозным центром страны служили Сузы. Первоначально во главе эламского пантеона стояла Пинекир, “великая богиня”, считавшаяся матерью богов, что свидетельствует о сильном влиянии пережитков матриархального права в эламском обществе. <...>

 

Элам с переменным успехом участвовал в войнах с другими цивилизациями Междуречья – Аккадом, Вавилонией, Ассирией, Мидией, Персией. После падения Эламской цивилизации около 549 г. до н.э. под ударами персов, Сузы не теряют статуса столицы. Кир II Великий, со своими наследниками Камбизом, а затем Дарием I последовательно расширяли границы персидского царства. Оно стало простираться от Инда до Македонии, от Армении и Средней Азии до первого нильского порога. Центром государственного управления Персии были Сузы, там находился трон Ахеменидов. Правитель титуловался “Царем Царей”. При Артаксерксе II в Сузах была воздвигнута статуя зороастрийской богини воды и плодородия Анахиты.

 

Были в разное время в Сузах и другие Великие Богини – так[18], ...Ассурбанипал ассирийский говорит, что он вернул из Сузы идол богини Наны (есть другие сведения о том, что эта богиня называлась Инанна, либо Иштар) , похищенный Кудур-Нахунди из того же Эреха за 1635 лет до него... Упоминается в качестве Богини-Матери Кирисиша (культ парфянского периода); известна богиня, олицетворявшая Солнце и Землю – Шала[21].

 

Столичный статус Сузы сохраняли и после завоевания Персии Александром Македонским. После победы при Гавгамелах, дворцы Суз были назначены Александром резиденцией матери и детей Дария. А по завершении восточного похода именно в Сузах произошло массовое бракосочетание 10 тыс. греко-македонских воинов и персидских невест (откуда быстро появилось столько невест?). Сам Александр женился на старшей дочери персидского царя[22] (без женитьбы не был бы в глазах персов легитимным правителем?). Опять особенное влияние женщин в Сузах!

 

В дальнейшем областью Суз завладевают Селевкиды, парфяне-Аршакиды, Сасаниды, арабские завоеватели, Сельджуки, монгольские Хулагуиды, Сефевиды. Считается, что сами Сузы существовали до X-го в. н.э. (т.е. незадолго до Сельджуков) Столичный статус постепенно утрачивается.

 

 

Археология Суз

 

К сожалению, археологическое исследование Суз началось сравнительно недавно и велось недостаточно системно :

 

(Из[23]) ...Сузы (Susa) – Важный политический и культурный центр древнего Ирана. Во II тыс. до н.э. Сузы были столицей древнего Элама, а в I тыс. до н.э. – столицей империи Ахеменидов. При эллинском владычестве город носил название Селевкия на Эвлее, позже находился под властью парфян и Сасанидов. В настоящее время Сузы – телль на берегу реки Керхе на юго-западе современного Ирана. Первые раскопки на территории Ирана были начаты Ж. де Морганом руководителем французской археологической экспедиции, получившей от иранского правительства монопольное право на произведение раскопок в течение 25 лет [18], однако, упоминаются и более ранние раскопки Лофтуса и Дьелафуа в Сузах, не проникших в середине XIX в. далее ахеменидского слоя). Раскопки эти шли в течение нескольких лет, начиная с 1897 года, в месте, где некогда стояли древние Сузы Раскопки в Сузах дали большое количество интересных памятников конца IV-III тыс. до н.э. так называемую расписную керамику, а также множество мелких статуэток, каменных орудий и других предметов. Исследователь этой культуры подверг найденную им расписную керамику классификации на основании стилистических признаков (отсюда термин Сузы I для более раннего и Сузы II для более позднего периода). Всего в Сузах насчитывается 4 археологических периода, приблизительно соответствующие Месопотамским Убейд, Урук, Джамет-Насар и раннединастическому периоду. Однако погоня за эффектными памятниками, пренебрежение к жилым комплексам и орудиям труда, а также полное отсутствие аналогий мешали на первых порах научному осмыслению результатов этих раскопок...

 

Самый крупный из архитектурных сооружений эламитов – зиккурат в Дур-Унташ (ныне Чога-Замбил), в 30 км от Суз.  Длина сторон нижнего из четырех этажей составляла 105 м; высота сооружения – 42 м. Французские археологи, планомерно раскапывавшие руины зиккурата, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей. Считается, что у входа в этот зиккурат стояли скульптурные изображения различных животных, а также статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Всего у зиккурата имелось семь ворот. Построен он был при царе Унташ-Напирише в XIII в. до н.э., а разрушен в VII в. до н.э. напавшими на Элам ассирийцами[20].

 

В последнее время этот регион является зоной боевых действий, что мешает раскопкам.

 

 

Клинопись

 

В ходе раскопок найдено множество клинописных табличек на аккадском и др. языках. Тексты табличек – в основном канцелярского, астрологического характера и молитвы. Интересная особенность – в Сузах некоторые таблички с предсказаниями переписывались и переводились с одного языка на другой. Известно два чисто эламских типа клинописи, более старый из них пока не расшифрован. ... Чтобы заменить ручное письмо более эффективными способами, были сделаны два технически интересных изобретения. Однако они крайне редко применялись месопотамскими писцами. Обычай писать имя царя и название сооружения на кирпичах, из которых строились дворцы, храмы и другие здания, привел к изобретению глиняных штампов. В некоторых из них использовались вынимающиеся и заменяемые знаки, наподобие ручного набора. Заслуживает внимания и такой технический прием: писцы города Сузы в Эламе использовали цилиндры с выгравированными на них проклятиями. Прокатывая цилиндр по глине, получали оттиск и таким образом избавлялись от утомительного труда, связанного с нанесением формул от руки. ...[24] Да ведь это, по сути дела, книгопечатание в своеобразных примитивных формах!

 

 

Некоторые странности истории Персии

 

Существующий уровень знаний об эламской и персидской цивилизациях, при которых Сузы достигали наивысшего расцвета, не лишен противоречий. Например, наличие Артаксерксов I и II в двух династиях  – у Ахеменидов и у Сасанидов. Причем[25] ...Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы. Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами. <...>

 

В [18] и [23] приводится мнение о феодальном характере персидских государств Ахеменидов и Селевкидов – и это задолго до европейских феодальных держав!

 

Или [20]: ...в Авесте, священной книге зороастрийской религии, [появившейся и расцветшей при Ахеменидах,] нет ахеменидских терминов. Там нет также упоминаний о деньгах, налоговой системе и т.п., о мидийских или ахеменидских царях. В целом материальная культура Авесты архаична, ибо она не знает железа, городской жизни и крупных государственных образований. <...>

 

Наконец, эламский язык сохранялся в качестве одного из официальных языков Персидской монархии по крайней мере до V в. до н.э.[26] – т.е. 1000 лет после падения Эламской цивилизации!

 

(Еще из [24]) ...В качестве курьеза следует упомянуть новый подъем в распространении поздней клинописной системы по инициативе ахеменидских правителей (VI-IV вв. до н. э.) в Южной Персии и в Сузах. Она представляла собой сложный гибрид логографических, силлабических и алфавитных элементов и, по-видимому, обязана была своим происхождением стремлению персидских царей иметь собственную ''национальную'' систему письма, отличную от используемых вавилонянами и эламитами. Таким образом, можно сказать, что персидская система просуществовала какое-то время скорее по соображениям престижа, чем вследствие потребностей администрации. <...>

 

Смешение стилей цивилизаций Ирана затрудняет датировку и определение места изготовления большинства из найденных предметов. Р.Фрай[27] пишет: ...Иран, особенно в свой доисламский период, - это удивительное, полное загадок поле исторической неопределенности. И хотя я, в отличие от других исследователей, не считаю, что до исламского завоевания персы не знали чувства времени и не писали собственной истории, все же факт остается фактом: древняя эпоха иранской истории оставила нам очень мало письменных источников - в сравнении с цивилизациями Греции или Рима. Поэтому любая археологическая находка, любая новая надпись, расшифрованная специалистом по эпиграфике, любое новое филологическое наблюдение все еще могут принципиально изменить наше представление об общей картине развития иранской материальной и духовной культуры. Впрочем, этот факт должен вызывать не исследовательский пессимизм, а, напротив, служить постоянным источником интересных интеллектуальных провокаций, доказывая нам лишний раз, что история, как и любая наука, не имеет границ. <...>

 

Различные иранские племена жили на территории от северного причерноморья до современного Афганистана. Среди историков нет единого мнения о том, из каких областей мидийцы и персы пришли на территорию Ирана – ранее большинство ученых склонялось к среднеазиатской версии; в настоящее время многие считают таким местом Южную Россию. Существуют и другие концепции[20].

 

Известна отлично налаженная почтовая служба государства Ахеменидов: ...На крупных дорогах существовали специальные пункты с постоялыми дворами, которые были расположены на расстоянии дневного перехода и охранялись государством. На особенно важных из них находились сторожевые укрепления с охраной. От Сард до Суз, например (путь этот составлял около 2470 км), было 111 станций. Сменяя лошадей и гонцов, за день можно было преодолеть до 300 км, и все расстояние от Сард до Суз проезжали обычно за неделю. <...>[20] Почта работает столь же замечательно, как и ... аналогичная служба монгольской Орды!

 

Ахеменидские цари отличались большой веротерпимостью – этим они также напоминают ордынских правителей. Можно обнаружить и другие сходные черты у этих держав, вплоть до применения письменности на основе арамейской, но их интерпретация не является задачей настоящей статьи.

 

Среди источников, относящихся к легендарному “Пресвитеру Иоанну”, есть и письмо, якобы написанное им византийскому императору Мануилу Комнину. В нем столицей его державы названы Сузы[28].

 

Интересно, что до второй половины XX века в Иране не существовало глубоко научного подхода к осмыслению истории страны[29].

 

 

Женские имена

 

 Название Суза – Лилия есть также в двух женских именах: Сусанна и Лилия (Лилианна).

 

(Еще из [19]) ...СУСАННА (лилия) - имя двух лиц: Дан 13 - богатая и красивая Иудеянка, жена Иоакима, несправедливо оклеветанная старейшинами в нарушении супружеской верности. Она была оправдана и спасена от смертного приговора по указанию Божию молодым юношею, пр. Даниилом. В Еврейском тексте сего повествования нет; в Библейской истории митроп. Филарета оно отнесено к сомнительным. Лк 8:3 - имя одной, благочестивой женщины, служившей вместе с другими женами Господу Иисусу Христу во время Его земной жизни. Память ее 6 июня и 2 августа. <...>

 

Известно также предание о Лилит – первой женщине, сделанной раньше Евы Богом для Адама, и впоследствии уничтоженной им. Возможно, ее имя произошло от слова “лилия”.

 

 

Альтернативистские мнения

 

По поводу Суз примечательными являются мнения авторов альтернативистских течений в исследованиях истории – “Новой хронологии” и “Новой географии”. Так, А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский отождествляют Сузы и Суздаль. Символ французской лилии они считают одной из форм креста[30]. По мнению В.В.Макаренко, многие события древней и средневековой истории Руси и близких к ней государств происходили в районе Междуречья, а вблизи Суз находились Киевская Русь и Хазария[31].

 

 

Предположения автора статьи

 

Автор данной статьи полагает, что определенное зерно истины в этих взглядах есть (как, разумеется, и в материалах, накопленных и обработанных археологами и историками академической школы). Скорее всего, “Суздаль” – это просто “Сузы дальние” – город, основанный царственными выходцами из персидских Суз. Подтверждением связи Руси и Персии можно считать мнение историка архитектуры О.Шуази о “чисто сасанидском растительном орнаменте” владимиро-суздальской резьбы[32]. Изображения грифонов, львов и т.п. в русском традиционном искусстве также имеют свои персидские аналоги. Можно вспомнить и изображения Александра Македонского в древних русских храмах. Связь древнерусских и древнеиранских персонажей исследована Б.А.Рыбаковым (рис.36)[33]. 3-Л он описывает как произрастающее зерно. Пишет он также о древнерусской богине по имени Леля (от “Лилия”?).

 

Возможно, даже термин “сусальное золото” (покрытие из тончайшего слоя золота) привязан к городу Сузы. Вероятно, статуи в Дур-Унташ были покрыты таким золотом.

 

 

      

    

 

Рис.36. Изображения трехлепестковых символов и Александра Македонского по Б.А.Рыбакову

 

 

Наследники (вероятнее даже – наследницы) сузанского Царя Царей и разнесли по территории Европы, Руси и Азии свой культ Богини-матери с его символом – трехлепестковой лилией. На территориях, куда попадали переселенцы, обычно существовали свои культы Богини-прародительницы – таковые известны у самых разных народов. Тогда атрибут 3-Л появлялся у привычной местному населению богини.

 

Легче всего этот символ приживался на территории проживания родственных персам скифов – на Руси и Средней Азии. Разными путями носители 3-Л попали в Европу – в Грецию, Флоренцию, Францию и т.д. Их происхождение из города-резиденции Царя Царей привело к появлению 3-Л на коронах и других атрибутах власти.

 

Сейчас уже крайне трудно установить последовательность распространения 3-Л. Во всяком случае, ареал его распространения охватывает регион от Британии до Восточной Сибири. Видоизмененный, а также более пышный 3-Л можно найти и в других регионах – например, на женских парадных якутских шапках, на воротах японских храмов, в ирландском трилистнике, на европейских гербах и коронах, в орнаментах разных народов.

 

Конечно, нельзя исключать и самостоятельного появления изображений 3-Л в культурах разных народов. Вместе с тем, как показывает настоящее краткое исследование, наблюдаются единообразные способы их использования. Таким образом, предположение о едином центре происхождения 3-Л символики имеет основания. Наиболее подходящим кандидатом на такой центр являются Сузы. По-видимому, значимость этого города и Персии в целом, в эпоху раннего средневековья, современной исторической наукой исследована недостаточно.


 


[1] Рис. из книги : Былины и песни Алтая : Из собраний С.И.Гуляева. Сост. Ю.Л.Троицкий. – Барнаул:  Алт. кн. изд-во, 1988.

[2] Рис. из книги : Златоструй. Древняя Русь. X–XIII вв. Сост., авторский текст, коммент. А.Г.Кузьмина и др. М.: Мол. гвардия, 1990 – (Дороги человеческой мысли).

[3] Рис. из книги : Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. с.84 – по http://heritage.eunnet.net/oldbelief/main/ch4/4_1.htm

[4] Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., “Наука”, 1978 - по http://www.remesla.ru/theory/maslova/pg_13.html

[5] Рис. из подборки узоров русской вышивки на  http://www.paganism.ru/ornament

[6] Рис. из книги : Скрынников Р.Г. Россия накануне “смутного времени”. – 2-е изд., доп. – М.: Мысль, 1985.

[7] Здесь и в других местах, где сведения об авторстве утеряны – рис. из различных сообщений на форуме “Консилиум” проекта “Цивилизация” – см. http://www.newhrono.ru , http://phorum.icelord.net , http://civ.icelord.net

[8] Н.Ф.Золотницкий. Цветы в легендах и преданиях - по http://www.leili.ru/07.2002/lit_salon/cvetok_burbonov.shtml

[9] Оба рис. из книги : Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк : Пер. с франц. / предисл. Н.И.Басовской. – М.: Издательская группа “Прогресс”, “Прогресс-Академия”, 1992.  Рис.8 данной статьи (в книге он на обложке) – гравюра Куше-сына (из книги Лебрена де Шарметта) с портрета Жанны д’Арк, который, по преданию, был заказан эшевенами для Орлеанской ратуши в 1557 году. Document C.J.A. d’Orleans. Рис.9 – Карл VII и его Совет; внизу изображена Жанна д’Арк. Миниатюра из “Хроники времен Карла VII” Жана Шартье (XV век). Руан. Bibliotheque nationale, ms.112. Document Centre Jeanne  d’Arc (C.J.A.) d’Orleans.

[10]  С.А. Польская. Семантика королевского герба Франции - по http://liber.rsuh.ru/Conf/Vspomogat/polskaya.html

[11] Оба рис. из http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ethno/index.html

[12]  Все рис. из книги:  Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья – М.: Мысль, 1989.

[13]  По http://www.allkg.info/?a=culture&i=3&p=lit&s=5&page=3

[14]  Оба рис. из книги :  Энциклопедия для детей. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав.ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.

[15]  Оба рис. из книги :  Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.

[16] Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ – по: http://lib.infopole.ru/metod/metodik/ets/freid/psixoan/part02/index.htm

[17]  Журнал “Родина” №5/2001. С.Антоненко. Сузы, Вавилон и Персеполь – по http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=590&n=28

[18]  Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь – по http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/4/4539.htm

[19]  Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия – по http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dict2S.html

[20]  Древние цивилизации. С.С.Аверинцев, в.П.Алексеев, В.Г.Ардзинба и др.; Под общ.ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.

[21]  Энциклопедия “Кругосвет” 2001. Персия. Древняя цивилизация. – по http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004398/1004398a8.htm

[22]  Плутарх. Александр Великий. (Из “Сравнительных жизнеописаний”) Пер. В.Алексеева – по книге : Александр Великий в легендах и исследованиях Востока и Запада. Сост. Е.В.Косолобова. – М.: Алетейа, 2000.

[23]  История древнего мира. Словарь терминов. – по http://humanities.edu.ru/db/msg/3174

[24]  А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. Изд. 2-е, испр. и доп. Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. - М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. – по http://grokhovs1.chat.ru/mesopota.html

[25]  Энциклопедия Россия-он-лайн. Персия. Древняя цивилизация – по http://www.online.ru

[26]  А.Дж.Тойнби. Постижение истории. – по http://www.netda.ru/belka/texty/toinby/toynbee003.htm

[27]  По http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=591&n=28

[28]  Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник письменного стола. – по http://www.kulichki.com/~gumilev/SIK/sik01.htm

[29]  Исторический очерк – по http://www.iran.ru/rus/istoricheskiiocherk.php

[30]  Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. Империя. (часть 1–3) – по http://lib.ru/FOMENKOAT/imperia1.txt (939 Кб)

[31]  Макаренко В.В. Откуда пошла Русь? Новая география Древнего мира. – М.: Вече, 2003

[32]  По http://www.keramaster.com/advice/archistyles/v.htm

[33]  Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., Наука, 1987 – по http://book-case.kroupnov.ru/pages/library/IazitestvoRysi/part_03_12.htm

 

 

NB: Администрация сайта далеко не всегда полностью разделяет мнения авторов публикуемых на сайте работ.

обсудить статью