доклады IX МКПЦ

ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА КАК ПРООБРАЗ БИБЛЕЙСКОГО ДОМА СОЛОМОНА ИЗ ЛИВАНСКОГО КЕДРА

С. Морозов

 

Данная работа является дальнейшим развитием доказательной базы начатой в работе (1) по отождествлению двух персонажей мировой истории: библейского царя Соломона и русского царя Алексея Михайловича Романова. В работе делается попытка поставить равенство между описательными характеристиками Дома Соломона и деревянного дворца в селе Коломенском.

Как было показано в работе (1), в Библии под образом царя Соломона, выведен персонаж русской истории, царь Алексей Михайлович Романов. А в образе легендарной царицы Савской, представлена знаменитая шведская королева Кристина Ваза. Шедевр русской материальной культуры Царь-колокол из московского Кремля, упомянут в Библии под названием «Море Медное». Соответственно, следы других деяний царя Соломона следует так же искать на московской земле. В данной работе делается попытка обозначить прообраз одного из двух знаменитых архитектурных сооружений Соломона - Дома из ливанского кедра.

Этот Дом-дворец, второе по значимости архитектурное сооружение царя. В отличие от ХРАМА СОЛОМОНА, оно довольно легко отождествляется. Поскольку, по моему пониманию, в текст 3 Книги Царств включено описание исключительно шедевров мирового искусства, архитектуры и техники 17-го века. В анналах же русского деревянного зодчества на первом месте стоит знаменитый ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ! Только такое сооружение, названное современниками восьмым чудом света, могло быть удостоено чести оказаться занесенным в КНИГУ КНИГ.


Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.
Гравюра XVIII века.

Посмотрим, что говорят о Доме Соломона библейские источники.
В третьей Книге Царств и во втором Паралипоменоне помещен один и тот же текст, посвященный строительству Дома, но наиболее интересно описание, которое дает Иосиф Флавий (2) (в дальнейшем И.Ф.). Рассмотрим последовательно приводимое им описание.

И. Ф. «После сооружения храма, который, как мы уже упоминали, был окончен в течение семи лет, Соломон приступил к построению царского дворца, на что ему с трудом хватило тринадцати лет».

Вспомним, что Библия (3Ц) говорит о начале строительства Храма Соломоном на четвертый год своего царствования. Отсюда можно подсчитать. Царь Алексей вступил на трон в 1645 году. Значит Храм начал строить в 1645+4 =1649г, и должен был закончить его в 1649+7 =1656г. В это же время должен был начать строить Дом и закончить его в 1656+13 =1669г. Сравниваем теперь с тем, что нам известно о хронологии строительства дворца в Коломенском.
«…В 1649 г. он (Алексей Михайлович) построил там (в Коломенском) новые хоромы и церковь, которые ставил дворцовых плотников староста смирной-Иванов. Не прошло и десяти лет, как в 1657 г. царь велит ставить здесь ещё новые хоромы. Проходит ещё десять, и строится новый, ещё более обширный дворец для всего многочисленного царского семейства…» (3). А наиболее часто упоминаемая дата окончания строительства дворца это тот же1669 год!

Как видим, эти данные довольно точно соответствуют библейской хронологии рассматриваемого события.
Далее И.Ф. пишет:
«Главная часть здания представляла из себя обширный и красивый чертог, окруженный множеством колонн и предназначенный для судебных и иных публичных заседаний, почему ему пришлось дать такие размеры, чтобы он был в состоянии вместить в себя большое стечение народа. Ввиду этого длина этой залы была определена в сто, ширина в пятьдесят, а вышина в тридцать локтей».

Дворец в Коломенском не сохранился до наших дней, он был уничтожен по приказу Екатерины II. Считается, что перед разборкой дворца она приказала зарисовать его и снять размеры, которые позволили сделать деревянные модели дворца. Первая модель дворца «почему-то» не сохранилась. Вторая была сделана в 1865-1868 годах и находится сейчас в музее. Говорят, она дает достаточно полное представление о дворце, но все же, имеет ряд недостатков. Это неточность пропорций, отсутствие раскраски. Кому-то нужно было исказить внешний облик дворца. Тем не менее, сегодня называются следующие его размеры: длинна 100м, ширина 80м и высота 30м. Если заменить метры локтями то отличаться, от указанных Флавием размеров, будет только ширина. Но И.Ф. далее уточняет: «…К боковой стене этого чертога во всю его длину примыкало другое четырехугольное здание в тридцать локтей в ширину, которое на противоположном конце своем имело чертог, украшенный низкими и толстыми колоннами». То есть общая ширина здания была то же 80 (локтей/метров)!

Далее цитата из Библии (3Ц7-4):
…Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна.

А это фрагмент описания дворца в Коломенском:
«…Жестко регламентировано в коломенском дворце и размещение проемов окон и галерей-гульбищ. Это почти исключительно строчное расположение, с нечетко выраженной группировкой окон по три (вынужденное для деревянного сруба с лимитированными длиной бревна размерами) и, наоборот, с предельно подчеркнутой, почти назойливой метрической расстановкой проемов галерей — там, где строители не были связаны технологическими условиями» (4).
И.Ф. «…Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств. К этому зданию, в свою очередь, примыкали покои царицы и все прочие комнаты, нужные для хозяйства и для свободного времяпрепровождения и отдыха после трудов. Все эти покои были снабжены резными дверьми из кедрового дерева. Наружность здания еще более выигрывала от тройного ряда воздымавшихся друг над другом колонн тогда как четвертый этаж представлял картину удивительной лепки, изображавшей целые деревья и многоразличные плоды, причем отдельные ветви и ниспадавшая с них листва, которая была сработана так тонко и искусно, что можно было предположить, что все это задвижется, не только давали тень, но и скрывали находившийся под ними камень».


Макет дворца в музее «Коломенское» (5)
«…Наружность здания еще более выигрывала от тройного ряда воздымавшихся друг над другом колонн…».


Пафос этого отрывка, как и всего описания Дома, совпадает со множеством восторженных описаний дворца в Коломенском приводимых современными авторами. Вот к примеру: «…Со своими чешуйчатыми крышами, изящными башенками, удивительными крыльцами, причудливыми окнами, разноцветной раскраской это творение русского искусства производило чарующее впечатление не только на русских. Но и на иностранцев. Блистая золотом, пестря красками, представляя самые прихотливые сочетания архитектурных линий, постройки Коломенского дворца казались только что вынутыми из шкатулки драгоценностями» (3).

И.Ф. «…Все остальное пространство стен вплоть до крыши было покрыто разнообразными красками, узорами и изречениями».

Известно, что Коломенский дворец внутри и снаружи был расписан хитрой росписью: цветами, травами, фигурами, изображавшими страны света, времена года, знаки зодиака, картинами на сюжеты древней истории и Библии (6).
И.Ф. «Ко всему этому царь воздвиг также и другие чертоги, предназначавшиеся для празднеств, и расположенные в красивейшей части дворца колоннады, среди которых помещалась также великолепнейшая зала для роскошных пиршеств, вся залитая золотом. Вообще, крайне затруднительно рассказать о всей грандиозности и великолепии царского дворца, равно как перечислить все хотя бы обширнейшие покои, не говоря уже о второстепенных и подземных».

Дворец в Коломенском поражал также и своей обширностью: в нем было 270 помещений условно делимых на три части.
«…Первую часть составляли хоромы постельные, или покоевые (обычно 3-4 комнаты). Самая дальняя из комнат служила царской опочивальней, или ложницей. Около нее располагалось комната крестовая, или молельная. Следующая была царским кабинетом (она единственная во дворце тогда называлась комнатой). И при входе - передняя, предназначавшаяся для приемов. Приемной комнате предшествовали теплые сени, к которым примыкал сенник (чулан) и мыльная.
Вторая часть дворца - хоромы непокоевые. Здесь проходили торжества. Для этого были приспособлены столовая изба, горница и повалуша (башенная часть дома, где летом устраивалась общая спальня).
Третья часть дворца объединяла различные хозяйственные постройки - большие дворы и маленькие дворцы (так иногда называли небольшие дворы): конюшенный, житный, кормовой (поваренный), хлебный, сытный и другие. Между палатами устраивали переходы. Обязательной была при хоромах домашняя церковь, в подклети которой хранили добро. А были еще части дворца, предназначенные для царицы, наследников»
(7).

И.Ф. « …Вся необходимая утварь этой залы, предназначавшейся для пользования гостей, была из чистого золота».
Дворец в Коломенском внутренним убранством не уступал самым роскошным европейским дворцам. «…Не менее пышны и красочны были интерьеры дворца, исполненные в стиле русского барокко: рисунки слюдяных окон, фигурные рамы зеркал, блестевшее позолотой убранство, которое дополнялось красочными росписями стен и потолков; богатая барочная резная мебель, драгоценная утварь, посуда - все придавало дворцу невиданную ранее роскошь, одновременно в целом являя собой вершину искусства русского средневекового интерьера»
(8).

И.Ф. «…а потому сразу невидимых, и сообщить о красивой внешности воздымавшейся к небу постройки или о ласкавших взор и представлявших приятное убежище во время летнего зноя и чудные уголки для отдыха садах дворца».

Известно, что вокруг царских теремов находились государевы фруктовые сады.
И.Ф. «Вместе с тем царь велел соорудить из слоновой кости огромный трон, поставленный на возвышении, к которому вело со всех сторон по шести ступеней. На каждой ступени стояло по бокам по два льва и постольку же наверху по обеим сторонам трона. Седалище было снабжено ручками, на которые мог опираться царь, а спинку, к которой он мог прислониться, составлял зад вола, обращенного в противоположную от восседавшего сторону. Все это было в изобилии выложено золотом».

Согласно архивным данным в 1672 году мастер оружейной палаты Петр Высоцкий сконструировал двух рыкающих львов. Механические звери стояли в Коломенском дворце по обе стороны трона Алексея Михайловича. Когда к трону приближались послы, львы разевали пасти и издавали громкий рык.

За воротами дворца так же стояли четыре льва, сделанных из дерева и одетых в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились механизмы, пружина которых заставляла львов ворочать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва.

На многочисленных картинах изображающих царя Соломона при встрече с царицей Савской, часто изображают львов на ступеньках к трону в соответствии с библейским текстом.


Sir Edward J. Poynter, The Queen of Sheba and King Solomon (9)

И вот таких каменных львов нам сохранили в экспозиции музея «Коломенское».
      
Каменные львы из экспозиции музея “Коломенское (10,5)

Трон царя Алексея Михайловича в Церкви Вознесения, сохранили до сего дня, оставив загадку его предназначения.


Царский трон в Церкви Вознесения (11)
«…Тут находился прекрасный трон, на котором восседал царь во время судебных разбирательств».


«…На восточной стороне галереи- гульбища расположен белокаменный трон, имеющий резное навершие в виде
раковины, декорированное листьями аканфа. Над ним сооружена сень, которую венчает изображение двуглавого орла с державой и скипетром. Причина установки здесь царского места до сих пор остается загадкой»
(10).

Далее по Библии (3Ц7-12):
«Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма».

Известно, что территория дворца была обнесена частично каменной, а частично дубовой оградой.
Коломенский дворец уже современниками связывали с именем царя Соломона, и напрямую назывался ими ДОМОМ СОЛОМОНА. Так польские послы писали: «Щиты над хоромами... круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны. Над всходами (лестницей) суд Соломонов написан; перед сенми выстава из окон дутая писана гербами государей и государств».(12)

Придворный поэт, Симеон Полоцкий, написал вирши по случаю окончания строительства дворца. (13)

Видя в дом новый ваше вселение,
в дом, иже миру есть удивление,
В дом зело красный, прехитро созданный,
честности царской лепо сготованный.
Красоту его можно есть равняти
Соломоновой прекрасной полате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
Но стоит за кедр, истино то слово;
А злато везде пресветло блистает,
царский дом быти лепота являет.
Написания егда возглядаю,
много историй чудных познаваю...
Окна, яко звезд лик в небе сияет,
драгая слюдва, что сребро, блистает…
Дом Соломонов тем славен без меры,
Яко ваанны име в себе зверы…
Единым словом, дом есть совершенный,
царю велику достойно строенный;
По царской чести и дом зело честный,
несть лучше его, разве дом небесный.
Седмь дивных вещей древний мир читаше,
осьмый див сей дом время имат наше.

Как видим, здесь Симеон Полоцкий напрямую называет дворец Домом Соломона!

Вспомним, что Дом Соломона упоминает и Коран, а так же различные арабские и еврейские легенды. Так при упоминании о великолепном дворце Сулеймана (Соломона), в Коране приводится любопытная деталь. Пол дворца был выполнен якобы из чистого хрусталя. Изящество этого строения и то впечатление, которое оно оказало на царицу Савскую, отражены в Коране так:

"Ей было сказано: "Войди в этот дворец!"
Когда ж она увидела его, то приняла за водяную гладь
И (подняла подол своих одежд), тем самым обнажив голени ног.
"Дворец сей вымощен хрустальною плитой", - сказал ей Сулейман.
"О Господи! - ответила она. - Я нанесла душе своей урон!
Теперь я вместе с Сулейманом предаюсь Аллаху - Господу миров!"
(Сура "Муравьи": 44).

Итак, если абстрагироваться от хрусталя, то можно констатировать голый факт: Дом Соломона имел чем-то необычный пол! Дворец в Коломенском не сохранился, но сохранилась церковь Казанской Богоматери, входившая в единый комплекс дворца. Так вот в этой церкви было применено чудо инженерной техники XVII века, ее полы были с подогревом!

Различные легенды упоминают еще одну фантастическую особенность дворца Соломона, это необычное его освящение особыми огнями так, что в нем было светло, как днем. Сегодня, кто бы ни писал о Коломенском дворце, обязательно отметит среди его характеристик и такую – дворец был необычайно светлый из-за устроенных в нем 3000(!) разноцветных слюдяных окон и оконцев.

Сведем перечисленные характеристики в единую сравнительную таблицу.

Сравнительная таблица.

Параметр
Дом Соломона
Дворец в Коломенском
Хронология строительства Начато строительство Храма на 4-й год царствования, закончено через 7 лет и начато строительство Дома, которое закончено через 13 лет.
В сумме 20 лет
Четвертый год царствования А.М. Романова – 1649, тогда Дом должен быть закончен 1669, что соответствует наиболее часто упоминаемой дате окончания строительства дворца в Коломенском.
В сумме 20 лет
Размеры 100лХ80лХ30л 100мХ80мХ30м
Описательные характеристики Деревянный Деревянный
Оконных косяков было три ряда; и три ряда окон, окно против окна Во дворце была нечетко выраженная группировка окон по три
Три ряда воздымавшихся друг над другом колонн Три ряда воздымавшихся друг над другом колонн
Имел большое число помещений Имел 270 комнат
Был расписан внутри и снаружи Был расписан внутри и снаружи
Установлен необычный трон, окруженный фигурами львов Установлен необычный трон, окруженный механическими львами
Окружен садами Окружен фруктовыми садами
Имел необычный (хрустальный) пол Церковь Казанской Богоматери имела полы с подогревом
Освещался чудесными огнями Был необычно светлым внутри за счет установки 3000 окон
Восторженное описание великолепия Дома Восторженное описание великолепия дворца
Назван в Библии Домом Соломона Назван современниками Домом Соломона


В заключении хочется отметить следующий момент. Сейчас во многих публикациях, посвященных Коломенскому дворцу, красной нитью проходит, недоумение по причинам его уничтожения. Официальная версия: его разобрали из-за ветхости. А ведь могли бы и отремонтировать. По мнению некоторых авторов, дерево в срубе, на московской широте, стоит лет 300. Он мог бы сохраниться до наших дней.

На мой же взгляд,наиболее вероятной причиной уничтожения дворца в Коломенском, было размещение его описания в Библии и как следствие, с целью сохранения тайны создания последней.

Вывод.

• Библейские источники, рассказывая о Доме Соломона из ливанского кедра, с большой степенью вероятности, описывают деревянный дворец царя Алексея Михайловича Романова в селе Коломенском.
• Этот дворец уже современниками назывался ДОМОМ СОЛОМОНА.
• Возможно, что наиболее вероятная причина уничтожения дворца, это размещение его описания в Библии.

Список литературы

1. Серж Моро. ПОД СЕНЬЮ АКАЦИИ. Часть I. ЦАРЬ СОЛОМОН ВСЕЯ ВЕЛИКИЕ И МАЛЫЕ И БЕЛЫЕ РОССИИ САМОДЕРЖЕЦ. http://sergmoro.narod.ru/
2. Иосиф Флавий. ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ http://www.krotov.org/acts/01/joseph/drevn11.html
3. Назаревский В.В. Из истории Москвы.Дворец в Коломенском . http://ido.edu.ru/ffec/hist/chrest/x2_14_7.html
4. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры. Архитектура русской усадьбы.- М.: Наука, 1998.- 334с.- 119 ил.- С. 38-49 http://archi.ru/publications/articles/bus_usad.htm
5. Официальный сайт русского фотографа Марины Роз. http://www.artrussian.com/museum.php
6. КОЛОМЕНСКАЯ ВЕРСТА. http://www.moskva.ru/history/mosslov/mosslov3_17.html
7. Хоромы деревянные - боярские и царские. http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/derevo/der14.htm
8. Усадьбы Москвы. Коломенское. http://www.schools.keldysh.ru/gym1522/moscow2000/prj7a12/history.htm
9. Renaissance Gallrey. http://www.renaissance-gallery.net/page87.html
10. Музей «Коломенское». www.museum.ru/Kolomen/
11. Памятники русской архитектуры. Ц.Вознесения в Коломенском. ГАИАА СССР. Москва MCMXLII.
12. Татьяна Чамова. Семь чудес в КОЛОМЕНСКОМ. http://www.newacropolis.ru/articles/?id=111
13. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе. М., «Просвещение», 1973. 528с.