ПРИЛОЖЕНИЕ 4.4 "ДВОЙНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ" ПРАВЛЕНИЙ ИЗРАИЛЬСКИХ И ИУДЕЙСКИХ ЦАРЕЙ В БИБЛИИ Иудейское (то есть богославское) царство, якобы 928-587 годов до н.э. [19], с.192, и Израильское (то есть богоборческое) царство, якобы 922-724 годов до н.э. [19], с.192, описаны в Ветхом Завете, в книгах 1-4 Царств и 1-2 Паралипоменон. Характерной особенностью этого описания является то, что в Библии содержится не только прямое перечисление длительностей правлений израильских (cоответственно иудейских) царей, но даны также годы их правления по отношению к последовательности иудейских (соответственно израильских) царей. Это дает возможность подсчитать периоды правлений всех этих царей двумя способами. Н.А.Морозов писал по этому поводу: "Книга "Царей Богоборческих и Богославских" ведет им не простую, а сложную хронологию, напоминающую двойную бухгалтерию в современном счетоводстве, при которой всякая ошибка сейчас же сама обличается и получается возможность к исправлению... Тут с явным умыслом задумано и систематически проведено нечто очень серьезное. Для каждого богославного царя указано, во-первых, прямо время его царствования в годах или долях года и, во-вторых, отмечено, в каком году царствования ближайшего к нему по времени богоборческого царя он воцарился и в каком году царствования его преемника он умер. Точно то же сделано и, наоборот, для каждого богоборческого царя" [141], т.7, с.310. Сравнительные хронологические таблицы приведены в [141], т.7, с.311-318. Исследованием сравнительной библейской хронологии израильского и иудейского царств занимались многие ученые, например, Мант, д'Ойли, Клерк, Эшер, Горн, Холлс [141], т.7, с.311-318. Все они работали в рамках скалигеровской хронологии и в основном интересовались мелкими уточнениями отдельных длительностей правлений. В целях проверки, независимо от [141] и перечисленных исследований, мы заново полностью восстановили эту "двойную библейскую бухгалтерию". Результат показан на рис.Прил-4.4.1, рис.Прил-4.4.2, рис.Прил-4.4.3, рис.Прил-4.4.4, рис.Прил-4.4.5, рис.Прил-4.4.6. "Двойная бухгалтерия", то есть взаимный пересчет друг на друга израильского и иудейского династических потоков, в основном хорошо согласуется с прямыми указаниями периодов правлений этих царей в Библии. Однако иногда возникают нестыковки, расхождения, объясняемые обычно с тем, что в Библии не отмечаются специально периоды соправлений двух царей. Оказывается, такие соправления действительно имели место. Их удается восстановить благодаря именно "двойной бухгалтерии". Кроме того, удалось выявить периоды смут и междуцарствий, когда царя просто не было. Опуская подробности, приведем лишь окончательные результаты. Ниже, после имени царя мы ставим два числа: длительности его правления по прямому и косвенному счету. Если проверить прямую цифру по иудейской шкале нельзя (то есть не указано тройное соответствие в Библии), то вместо числа мы ставим знак вопроса. Иеровоам (I) 22-?, Надав 2-?, Вааса 24 или 23, Ила 2 или 1, Замрий 7 дней-?, Амрий 12-7, Ахав 22-20, Ахазия 2-1, Иорам 12-8, Иеуй 28-29, Иоахаз 17-14, Иоас 16-18, Иеровоам (II) 41-52, Захария 6 месяцев-?, Солом 1 месяц-?, Менаим 10-11, Факия 2-?, Факх 20-?, Осия 1-3. Теперь мы приведем ссылки на все те фрагменты Библии, на основании которых составлена полная таблица "двойной бухгалтерии", представленная нами на рисунках, перечисленных выше. Никаких специальных подсчетов мы здесь не проводили, а просто аккуратно отложили на временно'й оси оба династических потока, тщательно учитывая все библейские данные об их взаимном расположении. 1) РОВОАМ правил 17 лет, 3 кн.Царств 14:21. 2) ИЕРОВОАМ правил 22 года, 3 кн.Царств 14:20. 3) АВИЙ (АВИЯ) правил 3 года, 3 кн.Царств 15:2. Он воцарился в 18-й год Иеровоама I, 3 кн.Царств 15:1. 4) НАДАВ (НАВАТ) правил 2 года и воцарился во 2-й год Асы иудейского, то есть сразу после Иеровоама I в своем династическом потоке, 3 кн.Царств 14:20, 15:25. 5) АСА (Иисус ?) правил 41 год и воцарился в 20-й год Иеровоама I, 3 кн.Царств 15:9-10. 6) ВААСА воцарился в 3-й год Асы (Иисуса ?) и правил 24 года, 3 кн.Царств 15:33. Тем самым, Вааса воцарился в 3-4 году Асы (Иисуса?), при сравнении с Надавом. Или же в течение первого года Вааса соправительствовал с Надавом. 7) ИЛА воцарился в 26-й год Асы (Иисуса ?) и правил 2 года, 3 кн.Царств 16:8. Получается, что Ила был до самой смерти соправителем Ваасы. 8) ЗАМРИЙ (ЗАМВРИЙ) воцарился в 27-й год Асы (Иисуса ?) и правил 7 дней, 3 кн.Царств 16:9,15. Таким образом, Замрий правил при Ваасе и при Иле. То есть, был третьим соправителем? 9) АМРИЙ воцарился в 31-й год Асы (Иисуса ?) и правил 12 лет, 3 кн.Царств 16:23. Тем самым, между Амрием и Илой (и Ваасой) возникает интервал в 3 года. 10) АХАВ воцарился в 38-й год Асы (Иисуса ?) и правил 22 года, 3 кн.Царств 16:29. 11) ИОСАФАТ воцарился в 4-й год Ахава и правил 25 лет, 3 кн.Царств 22:41,42. Тем самым, между Иосафатом и Асой возникает интервал в 1 год, и Иосафат воцаряется в 11-й год Амрия. Таким образом, Ахав и Амрий оказываются соправителями с общим периодом правления в 5 лет. 12) АХАЗИЯ (ОХОЗИЯ) воцарился в 17-й год Иосафата и правил 2 года, 3 кн.Царств 22:51. 13) ИОРАМ израильский (то есть богоборческий) воцарился в 18-й год Иосафата и правил 12 лет, 4 кн.Царств 3:1. Тем самым, оказывается, что Ахазия 1 год соправительствовал с Ахавом и 1 год с Иорамом. Это согласуется с другим указанием Библии, что Иорам был царем сразу же после Ахава, 4 кн.Царств 3:5-6. Но есть и другая версия: "И воцарился Иорам... во второй год Иорама сына Иосафатова" (4 кн.Царств 1:17). Конечно, мы зафиксируем оба варианта. 14) ИОРАМ иудейский (то есть богославский) воцарился в 5-й год Иорама израильского и правил 8 лет, 4 кн.Царств 8:16-17. Таким образом, Иорам соправительствовал с Иосафатом два года. 15) АХАЗИЯ (ОХОЗИЯ) иудейский (то есть богославский) воцарился в 12-й год Иорама израильского (то есть богоборческого) и правил 1 год, 4 кн.Царств 8:25-26. По другой версии, он воцарился в 11-й год Иорама израильского, 4 кн.Царств 9:29 и, получается, умер одновременно с ним, 4 кн.Царств 9:27. Следовательно, действительно правил 1 год. В обоих вариантах он все свое правление соправительствовал с Иорамом иудейским (его отцом). 16) ЭТАЛИЯ (ГОФОЛИЯ), узурпаторша, воцарилась сразу после смерти Ахазии иудейского (а следовательно, и Иорама) и правила 6 лет, 4 кн.Царств 11:1,3. 17) ИЕУЙ воцарился сразу после смерти Иорама израильского, 3 кн.Царств 9:27-28, и правил 28 лет, 4 кн.Царств 10:36. 18) ИОАС иудейский воцарился в 7-й год Иеуя (и следовательно, сразу после Эталии) и правил 40 лет, 4 кн.Царств 12:1. 19) ИОАХАЗ израильский воцарился в 23-й год Иоаса иудейского и правил 17 лет, 4 кн.Царств 13:1. Таким образом, между Иеуем и Иоахазом возникает разрыв в 2 года. 20) ИОАС израильский воцарился в 37-й год Иоаса иудейского и правил 16 лет, 4 кн.Царств 13:10. Следовательно, Иоас соправительствовал с Иоахазом 3 года. 21) АМАСИЯ иудейский воцарился во 2-й год Иоаса израильского и правил 29 лет, 4 кн.Царств 14:1,2. Следовательно, в течение года Амасия соправительствовал с Иоасом иудейским. 22) АЗАРИЯ (ОЗИЯ) иудейский воцарился после смерти Амасии в 14-й или 15-й год Иеровоама II, если предположить, что он воцарился сразу после смерти Амасии, 4 кн.Царств 14:13-21. Он правил 52 года, 4 кн.Царств 15:2. Однако, 15-й год воцарения Азарии (Царя ?) назван в этом месте Библии "через смерть" Амасии на 14-м году Иеровоама II. Поэтому такое указание нельзя считать однозначным - в Библии не сказано, что Азария (Царь ?) воцарился сразу после смерти Амасии, 4 кн.Царств 14:13-21. Это открывает возможности для разных толкований. Однако, по-видимому для устранения сомнений по этому поводу, через несколько стихов Библия уже четко определяет время воцарения Азарии (Озии): "В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: шестнадцати лет он был, когда воцарился и пятьдесят два года царствовал" (4 кн.Царств 15:1-2). В отношении двух последующих кратковременных израильских царей также наблюдается некоторая путаница по отношению к иудейской шкале. 23) ЗАХАРИЯ воцарился в 38-й год Азарии (Царя ?) и правил 6 месяцев, 4 кн.Царств 15:8. 24) СЕЛОМ (СОЛОМ или СЕЛЛУМ) воцарился в 39-й год Азарии (Царя ?) и правил 1 месяц, 4 кн.Царств 15:13. Причем сказано, что Солом правил непосредственно после Захарии, 4 кн.Царств 15:10. Трудность датировки правлений этой пары царей (которые в сумме правили только 7 месяцев) связана с тем, что не совсем ясно - по отношению к какому расположению Азарии на оси времени названы их годы правлений. Дело в том, что для Азарии в Библии указаны два варианта, см. выше. Эти варианты отличаются на 12-13 лет. То есть, пара Захария-Солом "плавает" в этом временно'м интервале. Вместе с тем, Библия говорит, что "почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими. И воцарился Захария, сын его, вместо него" (4 кн.Царств 14:29). Такова стандартная библейская формула, использующаяся (и в других случаях) для указания непосредственного следования одного царя за другим. Этот смутный период исследователи Библии называют обычно "междуцарствием". Он длится 23-24 года (см. об этом ниже). Учитывая непосредственное воцарение Захарии после Иеровоама II, мы поставим его в таблице сразу же после Иеровоама II, вместе с Соломом. Период междуцарствия, в котором "плавает" пара Захария-Солом, начинается сразу после смерти Иеровоама II и заканчивается воцарением Менаима. 25) МЕНАИМ воцарился в 39-й год Азарии (Царя ?) и правил 10 лет, 4 кн.Царств 15:17. Таким образом, междуцарствие длится от 14-го или 15-го Азарии (Царя ?) до 39-го года Азарии. 26) ФАКИЯ воцарился в 50-й год Азарии (Царя ?) и правил 2 года, 4 кн.Царств 15:23. Таким образом, между Менаимом и Факией куда-то провалился один год. 27) ФАКХ (ФАКЕЙ) воцарился в 52-й год Азарии (Царя ?) и правил 20 лет, 4 кн.Царств 15:27. 28) ИОТАМ иудейский воцарился во 2-й год Факха и правил 16 лет, 4 кн.Царств 15:32-33. Таким образом, между Озией и Иотамом оказался провал в 2 года. Заметим, что если мы допустим, что автор книги Царств ошибся, спутав Факха с Факием, то этого провала не будет. 29) АХАЗ иудейский воцарился в 17-й год Факха и правил 16 лет, 4 кн.Царств 16:1,2. Таким образом, один год Ахаз соправительствовал с Иотамом. 30) ОСИЯ воцарился в 20-й год Иотама и правил 9 лет, 4 кн.Царств 15:30, 17:1. Здесь возникает затруднение, связанное с тем, что Иотам правил всего 16 лет. Однако, если считать указание "на 20-й год Иотама" просто сообщением, что Осия воцарился через 20 лет после воцарения Иотама, то затруднение исчезает. И между правлением Осии и Факха возникает провал в 2 года, возможно анархия. Однако, длительности этой смуты определяется разными исследователями Библии по-разному [141], т.7, с.311-318. Иногда принимается срок в 9 лет, поскольку в Библии также сказано, что Осия воцарился в 12-й год Ахаза, 4 кн.Царств 17:1, что и дает провал в 9 лет. Вопросы, связанные с правлением Осии, мы обсуждаем в главе, посвященной династическим параллелизмам. На Осии заканчивается израильское царство. Иудейское царство продолжает еще существовать: Манассия 55 лет, Амон 2 года, Иосия 31 год, Иоахаз 3 месяца, Иоаким 11 лет, Иехония 3 месяца, Седекия 11 лет. Седекия - последний иудейский царь. содержание
_ |