доклады IX МКПЦ

ОСОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ

В.Г. Тишаков

 

Размышлениями над тем, что есть ВРЕМЯ я увлекся с 1974г, когда занимался быстротекущими процессами в двигателях внутреннего сгорания - детонационным сгоранием смесей бензинов. Беседы с физиками и инженерами заканчивались скептической улыбкой: - " Так просто? Ты что один такой умный, а все дураки?" Я не возражал, что умный, даже уговаривал тоже поумнеть, одному как-то скучно, но от меня шарахались, как лошади от паровоза. Прочитав работы Я.А.Кеслера "Осознание сквозного времени" и Г.М. Герасимова "Теоретическая история", понял, - паровозы появились независимо от мнения лошадей. Постучал в двери "Новой цивилизации", впустили, зашел и удачно: - именно ньюхронологи изучают процессы, которые привели к одомашниванию лошадей и появлению не только паровозов. С ними я осознал, что ВРЕМЯ есть социальное понятие, но приватизировано в собственность Физиками. Лирики же, в силу бравирования неведением элементарной математики, не ведают, что у них в свое время умыкнули любители математической поэзии, и, в силу невежества, не понимают, что являются не только посмешищем у цивилизованных людей, но стали причиной ступора Цивилизации. Пересмотр фундаментальных понятий всегда отвергается Обществом из принципа: - "Я лучше подстроюсь под тех, кто сломает стереотипы и себе шею, а пока высовываться не буду". "Новые хронологи" - не революционеры, но на пути к пониманию места, откуда растут ноги у революций.

ВРЕМЯ не есть инвариант в триаде Материя, Пространство, Время. Время есть абстракция, продукт цивилизации человечества, инструмент познания Мира, МЕРА длительности, мельтешащих вокруг нас Движений. Вот Движение - инвариант! Первично Движение, а Время - продукт эволюции "водяной обезьяны" Г.М.Герасимова.к Человеку. Он в одном месте обронил фразу: " До некоторого времени наши предки не лгали. Для того, чтобы лгать, нужно иметь уже абстрактное мышление". Я.А.Кеслер продолжает: "Другим великим начинанием историков ХII века, может быть , наиболее трудным, было ОСВОЕНИЕ ВРЕМЕНИ. В итоге ста лет эволюции весь Запад, наконец, согдасился поместить каждый год в свой непрерывный ряд от Рождества Христова, и все без исключения стали, наконец, относить Рождество к одному и тому же году - независимо от имевшихся сомнений и колебаний. Затем ...историкам пришлось разрешить еще одну задачку: - указать год от Рождества Христова для различных дат, которые сообщали им тексты, и закрепить на одной и той же хронологической шкале факты, относительно которых ни письменные источники, ни память человеческая не сообщали точного времени. Знатоки церковных календарей, виртуозы по части хронологии, монахи ХII в. справились с этой задачей так успешно, что это и сегодня вызывает у нас изумление".

Вот здесь я заметил причину ступора и разногласий, как у Историков, так, и у Физиков с Лириками. Они впрягли в телегу Истории "вола и трепетную лань", но каждый стегает ту животину, которую ему сподручнее с места занятого на облучке своей кормилицы-науки. Моря, вокруг которых кучковались цивилизации; реки, по которым племена или караваны с товарами плыли покорять или торговать; города, построенные аборигенами или переселенцами, -это исторические факты, но материальные. Сказки, мифы, клинописные таблички, берестяные грамоты, летописи, книги, и особенно то, что в них "расшифровано" и "реконструировано",- уже результаты человеческих измышлизмов, которые зависят от удаления мыслителя от "водяной обезьяны".

Махать дубиной и попадать по голове себе подобным, которые тоже машут такой же, нужно иметь уже другой уровень абстрактного мышления, чтобы только лгать. Человекообразная обезьяна - Хан, навоевал богатств, попутно наплодил Адамят от разных жен, и собрался помирать. Какому Адаменку достанется богатство и Власть? Возникла необходимость-потребность абстрагироваться до уровня понятий Право, Собственность, Наследование, и т.п. Помогла абстракция, понятие Времени: - "кто не успел - тот опоздал!". Объяснить Адаму и Еве, как оно связано с криками по утру петухов через "бесконечность в пространстве" - вопрос. Подсуетилась первобытная интеллигенция - жрецы, и объяснила им, что их создал Бог, причем дату поставил и расписался, чем абстракцию привязала к конкретному. До поры - до времени. Далее процесс обсыхания "водяных обезьян" ускорился: - интриги, намеки кинжалом в спину, или ядом в щи да кашу, - не тех "грибочков поел". А чтобы понимать намеки, нужно опять развивать абстрактное мышление, и т.д. Только с ним среди "водяных обезьян" обсохнешь, а без него - засохнешь. Расцвело генеалогическое садоводство: - повальное увлечение родословными генеалогическими деревьями и кустарником. Конечно, всем хотелось быть веточкой от яблони Адама. Тут подоспел другой уровень абстракции, придумали азбуку и книгопечатание, и началось. Клинописи, летописи, истории, исторические фэнтази и так до сего дня. Однако, этап "осознания сквозного времени" для обсохнувших "водяных обезьян" не прошел бескровно, кое-каких даже поджарили на кострах инквизиции.

Я не ерничаю над талантливой работой Георгия Михайловича. Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Я был потрясен его прекрасной композицией из логики. Он дал мне ответ на современный вопрос: "Почему сейчас в гуманитарные науки пошли технари?" Физики отличаются от Лириков тем, что первые мыслят числительными, а вторые - прилагательными. Язык Физиков однозначнее и компактнее, в отличие от дуализма чувственных сморканий в платок Лириков. Герасимов умудрился написать Историю Человечества на нескольких страничках без литавр ВОЙНЫ и всхлипываний Пьеров безухих о МИРЕ. Отделил зерна от шелухи, сигнал от шума. Я.А.Кеслер же прошел мимо калитки в заборе, полез на него и зацепился за колючую проволоку штампов и стереотипов. Но он не безнадежен, коль собрал такую могучую кучку еретиков в ортодоксальной истории вокруг себя.

Вернемся к столу с нашим пациентом. Я застал своего деда и от него слышал о том, что еще в его времена расстояние измеряли мерой длительности. На вопросы:
"До Тулы далеко? - отвечали: - "До заката доедете".
"Ну, а если, вот так, напрямик через пески, до Хивы сколько будет? - "Пожалуй три, ну четыре караванных перехода, это как Бог даст"
"А если дружину собрать и на Царьград сходить, за месяц управимся? - " Это как иттить. Ежели пешим, пожалуй, не поспеете. Ежели лОдьей и вОлоком на Дон, может и ранее управитесь"

Потом ОСОЗНАЛИ, что ежели расстояние от Москвы до Коломенского принять за единицу длины, как эталон, то оно как-то становится конкретнее, определеннее, точнее. И назвали ее Мерой длины, - Верстой. Математически это выглядело так: S = от A до B / к эталонному а до в, верст. После осознания того, что между государствами удобнее, а иногда и безопаснее иметь единую меру, ОСОЗНАЛИ и ДОГОВОРИЛИСЬ о километре. Иные до сих пор в несознательных ходят, измеряют милями, причем на суше и на море, разными.

Аналогично и со временем. Время (кстати как и расстояние) нельзя почувствовать, его можно только осознать! Любой процесс можно описать (объяснить) двумя характеристиками, по наблюдаемым изменениям в пространстве - по протяженности или объему, и длительности этих изменений - медленно, быстро, очень быстро, мгновенно. Мы как-то не задумываемся о том , что длительности происходящих вокруг нас и с нами процессов измеряем так же как и расстояние, отношением длительности наблюдаемого процесса к эталонной длительности: T = от А до В / к эталонной а до в .

Поначалу носителями эталонного времени были петухи: - с ними народ просыпался, выполнял биологические потребности, с курами ложился спать и, с первым или третьим петухом, -опять все с начала. По мере того как росло число родов, менялись между ними отношения, будущие люди все больше пользовались устройством между ушами, как инструментом для адаптации как к природной, так и к создаваемой ими путем половых сношений среде, которую "через тысячи лет" назовут социальной, социумом. Развитие этой среды массировало извилины в этом устройстве в одном направлении - способствовало развитию абстрактного мышления. Без абстрактных образов как-то нелепо говорить о мышлении. До появления первого изгиба того, что потом будут называть извилинами, лепо говорить об адаптивном поведении. Повел себя неадекватно к Природе - не тех грибочков поел, и сгинул, не передал потомству дурных поступков. Адаптнулся потомок уже об такой поступок, загнул из конвульсий предка образ и положил между ушами, глядишь и настрогал как папа Карло род смышленышей, хотя бы в грибном деле. Так методом проб и ошибок адаптивного поведения к со-знательному обмену знаниями не только о грибочках, но и процессах в Природе, "водяные обезьяны" обсыхали. Однако быстрее и для них важнее, обсыхание "обезьян" происходило в Социуме - множестве смышленышей от разных Карлов и Донов Педров.

Чтобы как-то синхронизировать социальные, бытовые и особенно экономические процессы уже неизвестный истории папа Карло решил сделать не Буратино, а деревянные часы, инструмент - носитель эталлонного по длительности процесса, относительно которого, а правильнее сказать которым, Педры мореплаватели стали измерять- сравнивать длительности перехода светил по небу или размножение крыс в трюме корабля. "Но деревянные часы были не совершенны", как бы сказали экскурсоводы в музеях часов, и тогда уже известный Иван откулибинил металлические часы, которые тоже скоро оказались несовершенными, и пошло поехало аж до атомных часов. В то время как одни эйнштейнили в "пространстве-времени", ставя Наблюдателя, то так, то сяк, то эдак относительно наблюдаемого Движения и поставили раком мозги одним абстракционистам, другие козыряли тем, что научились время взвешивать, совокуплять его с пространством и получали такую кривизну его, что в нем образовались аж черные дыры. У козыревых тоже появились последователи, которые дыры в своем Мировозрении перенесли во Вселенную. Поскольку адаптивное поведение и абстрактное мышление развиваются одно в другом, увидеть это и разнести котлеты и мухи на разные тарелки абстракций могут лишь еретики из среды ортодоксов. Однако, в силу большинства последних и при власти, еретикам остается кучковаться как сектантам на междусобойчиках. Ортодоксы же занимаются интеллектуальным онанизмом, до очередной катастрофы, теперь уже скорее не природной, а социально-техногенной. Потопа уже не будет. Скорее это будет цивилизационная жопа. Нострадамус будет отдыхать.

А пока процесс обсыхания "водяных обезьян" продолжается. К началу ХIХ века абстрактным мышлением как наукой обладало уже так много людей, что в элите общества стало тесно, и уже из нее стали выделяться ремесленники второй волны - инженеры и техники. Разделение труда уже началось среди носителей абстрактного мышления. Инженерно-технические процессы качественно другие, они скоростные, по сравнению с историческими, и внеполо-временными в беллетристике. В ХVII веке, еще зародыши ученых, начали плодиться как саранча уже с начала ХХвека и растащили эталонные длительности по своим средам обитания: - час, день, неделя, месяц, год ( лет ) парсек, для инженерно-технических, - минута, секунда. К концу ХХ века абстракционисты уже начали создавать информационное общество. Это уже такое, в котором потомки обезьян оперируют процессами, длительности которых миллионные и более доли секунды.

Становление цивилизации можно сравнить со становлением ребенка в человека. До того как он с карачек, наконец-то, встанет на ноги, это природное явление - жизнь, измеряем месяцами. Иногда любвеобильные родители уточняют,- еще столько-то недель и дней. До появления у него первых признаков абстрактного мышления, заметного по вопросам: - " Мам, а если кит со слоном подерутся, кто победит? - Отстань, сама не знаю". Или: - "Пап, завтра мы не в зоопарк, а на Луну на трамвае съездим, но так, чтобы к обеду вернуться, чтоб мама не ругала? - Не получится, трамваи на Луну не ходят". - этот период мы измеряем в годиках. После того, как ребенок уже владеет некоторыми нашими знаниями, как и мы ими пользуется, т.е. ведет себя со-знательно с нами в "Пространстве и Времени" (его знания стали совместными с нашими), мы говорим, столько-то лет, называем со-знательным и допускаем до наших дел.

Эталонную длительность люди выбирают из среды обитания. Для географической широты Руси длительность цикла от лета до лета - нормально. За Полярным Кругом, в повести " Мальчик Киши", Джек Лондон пишет: - " Мальчику Киши отроду было 13 зим" (солнц) - это удивляет. Ближе к экватору, где Багира подкинула в волчью стаю человеческого детеныша, Киплинг пишет: - "Прошло десять сезонов дождей" - но это пролетает мимо ушей, так как вместе с внуком за уши не оттащишь от "ящика" с мультиком про Маугли.

Полагаю, что так же по-детски, с карачек, становилась на ноги и Цивилизация. С первым петухом вставала русская Ева, топила печь и разогревала завтрак Адаму. Со вторым петухом вставал Адам и начинал хлебать щи, а Ева бежала доить корову. С третьим петухом Ева выгоняла корову в сельское стадо, а Адама в поле. С курами ложились спать и размножаться. Рассматривать Историю и Цивилизацию вне эволюции социальных отношений ущербно. Это хорошо видно из потуг пожить на необитаемом острове Робинзоном. Пока из разбитого корабля Цивилизации было что таскать на остров, Робинзон не знал ни горя ни забот. Когда все перетащил, оборвалась связь с Цивилизацией, с людьми, иссяк и Даниэль Дефо. Теперь горе и заботы появились у него. Хватило его измышлизмов всего на 168 страниц. А далее о чем писать? Два пути: - либо описывать как охотился, ел, пил, спал, и за хижиной нужду справлял, - либо придумать как и Г.М.Герасимов свой вариант "Теоретической философии". Взял Дефо чистый лист папируса и, помолясь, начал словами: -"Прошло двадцать пять лет", и потекла сказка про житие-бытие старшего брата с младшим-Пятницей по прививке ему основ цивилизации и побыстре к концу, чтобы такую чушь закончить и больше к ней никогда не возвращаться.

Кстати и до сих пор мы пользуемся комбинациями из мер. Так корабли ходят по морям и плывут по рекам не километрами, а днями или неделями. Альпинисты и горные туристы также измеряют свои восхождения-похождения часами, а вот ресурс автомобилей ( время работы) - километрами пробега.

Теперь, когда есть Мера, можно делать качественные различия в двух движениях, которые вроде бы одинаково медленны или быстры. Если мы теперь отнесем длительность линейного или объемного изменения опять к эталонной мере длительности, то осознаем качественную разницу двух и более одинаковых или похожих процессов- движений - по скорости. Если возьмем конкретное движение с известной скоростью и разберем, как она меняется от А до В, то можем обнаружить, что и скорость меняется ( или нет ), если опять отнесем ее к эталонной длительности. Отсюда узнаем, что у движения может быть еще ускорение, как в начале, в середине, так и в конце проходимого расстояния от А до В, т.е. существует бесконечное множество движений: равномерное, равноускоренное, пульсирующее и т.п. Можно и в третий и четвертый раз взять отношение движения к эталонному, но здесь есть опасность уйти в n-мерное пространство с черными дырами и стать наркоманом интеллектуального онанизма.

Осознание времени, уже "сухопутной обезьяной", важный этап в становлении Цивилизации с карачек адаптивного поведения, на ноги абстрактного мышления. "Обезьяны" поняли, осознали, что они не только существительные в этом мире, но и глаголы, действующие, участвующие и влияющие на этот Мир. Убивая себе подобных, разрушая созданное и вновь его восстанавливая они обнаружили, что не только "на все воля божья", как утверждала первобытная интеллигенция - жрецы и служители церкви, - но и от их воли что-то зависит. Они осознали, что они тоже неотъемлемая часть этого Мира, в котором все кругом движется, суетится и они тоже обезьянят в суете сует. "Человеческий детеныш" вставил себя в это Мир, задал себе вопрос:- "А когда все это началось?" и осознал Время насквозь. Осознание того, что окружающие предметы не только статичны, но и динамичны: - дом не только стоит, но еще старее, разрушается и горит; река не только нечто, из чего пьют, но она и течет, мелеет, разливается, замерзает, ледоходит, способствовало "короткому замыканию" в мозгах обезьяноподобных и резкому увеличению числа извилин в мозгу, но не в органах размноженя - генах и хромосомах. "Маугли" вышли из леса конкретных предрассудков, перешли к абстрактным и начали строить Храмы, дворцы, обсерватории, сочинять календари, придумывать бумагу и чернила, что бы поделиться радостью очеловечивания с со-родичами и потомками. В этом периоде, мне кажется, и следует искать начало бума исторических архифактов:- летописей, священных книг и прочей исторической беллетристики. Еще мне почему-то кажется, что интересующий нас вопрос эволюции Марксовой или Герасимовой обезьяны в Человека проходил скорее не половым (поколениями), а мозговым путем.
Осознание обсохнувшей "водяной обезьяной" сквозного времени, способствовало лавинообразному развитию абстрактного мышления, развитию наук, исторической и, ее варианту, фантастической в прошлое литературы, материализации абстракций в виде простейших механических устройств, далее более сложных, из которых потом вышли паровые машины, паровозы, газовые двигатели и т.п. Я хочу обратить внимание историков и новохронологов на механические устройства и механизмы, якобы придуманные и построеные в древности. Все они прототипы устройств, которые, наконец-то, заработали в ХVIII в.и далее. Но вы нигде не найдете столь же талантливых устройств, которые существовали эволюционно, из камня в дерево, потом в железо, далее с двигателем и т.д. Трудно себе представить человека, который живет среди себе подобных, исповедующих религиозное мировоззрение (реликтовое абстрактное мышление), и ничего кроме топора, подковы и костра другого не видевший, вдруг "изобрел" огнедышащую машину. "Вау, да ты гений, однако!"

Кстати, массировать извилины абстракциями могут лишь те Адамовы потомки, которые не сеют и не пашут, и не водят трактора. Абстрактное мышление развивалось не в народе, а в элите, и не как средство заработка, а скорее как хобби. Так, например, куда более близкий пример: - автомобиль и самолет появились как увлечение богатых техническими новациями, потом как вид спорта состоятельных и бурное превращение технарями из игрушек в индустрии, определивших лицо текущей цивилизации.

К сожалению, я как-то не вижу науки, которая бы исследовала и изучала развитие абстрактного мышления у Человека в историческом плане. Тогда бы из нее мог появиться предсказание-прогноз выхода из лабиринта блужданий по абстрактным моделям текущего словоблудия. Выход: - в переходе на другой уровень абстракций, начало которому в ОСОЗНАНИИ времени как МЕРЫ движения. Шестое чувство мне подсказывает, что это все-таки История, или какой-то ее подраздел, в которой развитие череды событий связано не с амбициями или сексуальными домогательствами особ за владение наследством или нефтью, а еже ли не дают, то войнами, а чем-то другим. Полагаю, что археологи никогда не найдут предка человека, - "водяную" или иную "обезьяну". У нее было только два пути: - либо, не найдя ниши для размножения, сгинуть, создав условия для возникновения гумуса, либо обсохнуть, массируя мозги абстрактным мышлением, окончить археофак МГУ и поехать в экспедицию искать себя саму.

Осознание времени цивилизацией, как МЕРЫ Движенеия, не происходит из-за того, что исторически, абстрактное научно-инженерное мышление, возникло внутри и в среде Лириков. Достижения философии, промышленной революции и востребованной ею Науки (понимаемой в смысле знаний физико-математического характера), служили поначалу для возбуждения восторга у дам в салонах и экстаза после. "В глубокой древности" наука, техника и религия были так тесно связаны друг с другом, что для полного понимания одной нужно было знание другой. Сейчас мы не только атеисты, но и утеряли Культуру сословий (обычаи, правила, традиции, бытовые и производственные отношения) даже начала ХХ века. Как образец из "Введения в специальность" для студентов-технарей МВТУ из не глубокой древности:

"В то время, как в Китае, Индии, Вавилоне, Египте и пр., звание инженера ценилось очень высоко, "культурные" и " высокообразованные" греки смотрели на технику как на нечто низкое, чем недостойно заниматься "порядочному" человеку, и звание инженера у них стояло очень низко. Мы знаем, что один из китайских императоров сделал инженера Ю своим преемником, вместо прямого наследника, в награду за его выдающиеся труды по орошению. У египтян начальниками и распорядителями строительных работ не гнушались быть родственники фараона. А у "культурных" греков "чистый ученый", ПЛАТОН, бранит двух других известных математиков и механиков, назовем - инженеров, Архита Тарентского и Евдокса за то, что они применяют математику к механике и технике и открывают "подлому", т. е. простому народу, тайны знания, которые должны составлять достояние только философов; совсем подобно тому, как гг. Пушкин и Лермонтов обижались, когда их называли поэтами и требовали, чтобы их знали и почитали только как камер-юнкера и дворянина".( Сидоров А.И., проф. Очерки из истории техники. 1925г.).

Если в этой цитате до "гг. Пушкина и Лермонтова " все можно смело отнести к цитированию исторических фэнтэзи, то в обиду господ можно поверить, поскольку до сих пор в нашем обществе есть предубеждения (особенно в среде гуманитарной интеллигенции), какой деятельностью заниматься можно, какой нужно и какой "подло". В этой же среде с трудом могут сказать, что такое профессия, на каких деревьях растет хлеб "Бородинский", что такое радиолокатор и почему сотовый телефон экологически безопаснее носить в кармане, а не в носу. В этой же среде культивируют реликтовое абстрактное мышление: - огрызки язычества, поклонение мощам, цивилизациям древних греков и римлян, продолжают падать в обморок перед шедеврами "эпохи Возрождения", тыкают масонов в задницу протоколами сионских мудрецов. Из этой же среды СМИ отбирают комментаторов, которые дурят голову детям страшилками Цивилизации на школьной скамье с начала ХIХ века. В ХХI веке дети, почему-то, сразу пересаживаются с нее на скамью подсудимых.

Во времена привнесения в салоны идей Р.Винера по кибернетике, математики подсуетились и роняли в обморок барышень открытием закона экспоненциального роста информации ( удвоением каждые 10 лет). "Ну как же", всхлипывала очнувшаяся барышня, " Так к тридцати годам у меня голова лопнет!". А вот расчеты нашего со-камерника по проекту "Новая Цивилизация", математика Н.С. Келлина о скорости утери начисто информации Цивилизацией и всего-то за 100 лет, барышни не заметили. То ли отвлечены на быструю кончину нефти, то ли уже привыкли к пугалкам физиков. Правда наш со-лавочник по посиделкам на семинаре, радиолокационщик (фу, еле выговорил) В.А.Беляев, поверг в трепет их кавалеров. Он взял из Справочника по математике для 10 класса диаграмму роста народонаселения на Земле аж с 1750 г и по сей день. Он к этой страшилке подошел как инженер-практик, сбоку. Посмотрел внимательно на уходящий за 6 миллиардов столбец и от него определил степень экспоненциальной функции этой дурилке, да призадумался. "Ну ладно, уже 6 на 10 в 9-й людишек, но как-то еще не тесно, переживем, а вот интересно, с другой стороны что будет, - в нуле". Хорошо, что семинаристы-кавалеры за столом сидели, на пол не брякнулись. Он объявил результат: "Адам сделал Еву женщиной всего 700 лет назад". Нет, его не покалечили, но как-то странно к нему стали присматриваться. Всем, похоже, хотелось вести свою родословную хотя бы от фараона, а тут чуть ли ни от Ивана Калиты выходит. Обидно как-то.

У меня есть гипотеза - предчуствие, что мы свидетели уникального события, текущего к логичекому концу, к некоторой интеллектуальной революции, которая для кого-то может обернуться Концом Света. Назрела потребность признать Время как МЕРУ. Человеки перейдут на другой уровень абстрактного мышления, будут пользоваться Временем как Мерой Движения. Триадой может стать Материя - Пространство - Движение. Нынешний инвариант - Время, будет вынут из Природы "вообще" и станет принадлежностью Разума. Человек "вообще", конечно, часть Природы, но потомки "водяной обезьяны", создав аппарат абстрактного мышления и расположив его в "черном ящике" между ушами, научились мысленно выделять себя из нее, ставить цели, достигать их и, тем самым, ИЗМЕНЯТЬ Природу. Потомок "водяной обезьяны", осознав Время как МЕРУ, наконец, наденет очки куда надо, его глаза перестанут смотреть в переносицу, рассосется катаракта мозгов. Другая точка зрения позволит увидеть известные явления, процессы, события в другом ракурсе, строить логические модели на других принципах, увидеть выход из лабиринта моделей и теорий, рождающих пустоцветы, покончить с жонглированием абстракциями как игрушками-куклами.

В социологии произойдет осознание наличия в Обществе сословий. Советские, а теперь российские, социологи с удивлением осознают, что большевики, уничтожив сословия по имущественному признаку, создали в СССР сословия интеллектуальные. Физики и Лирики это сословия, но интеллектуальные, пользующие разные логические модели, со стороны похожие, но разные в принципе. Эти модели объединяет только одно - они абстракции, результат абстрактного мышления, - и только. Математический аппарат, компактный и очень производительный инструмент производства логический моделей, в обозримом будущем вряд ли будет заимствован Лириками у Физиков из-за их снобизма.

Социологами будет осознано, что хотя Физики и Лирики "русскоязычные" и пишут кириллицей, их со-понимание и со-Знание центробежно разбегаются "со скоростью квадрата скорости света". В этом причина появления организаций типа "Гринпис", различных борцов "за права человека", домашних, и не очень домашних, животных, и даже насекомых.

Уже многими осознана "История цивилизации" как большая Историческая СКАЗКА, ничего не имеющая общего с тем, что мы хотим понимать как ИСТОРИЮ, но и не понятно, как выйти из лабиринта исторических фэнтэзи, плодящих все новые коридоры, повороты, тупики в традиционной истории..

Возвращение в России к Православной религии, реликтовому абстрактному мышлению, может создать новые очаги социальных напряжений в атеистических областях деятельности, но с предсказуемыми результатами. Поступок по религиозным соображениям в техногенных процессах, запущенным в Цивилизации из иных соображений, спровоцирует незапрограммированный ход событий. Незапрограммированный сигнал на тепловой, гидро и атомной электростанции, - одинаковый сигнал - не нажал оператор аварийную кнопку СТОП, а последствия разные. В СССР это уже проходили, правда атеистически, но впечатляет.

Реликтовое абстрактное мышление основано на "видЕниях" непознанного состояния "черного ящика" между ушами. Оно существует, известно даже цивилизованным людям. Над ним не стоит смеяться и тем более глумиться. Скорее его следует рассматривать как объект исследования. Другое дело, существует какой-то мировоззренческий, понятийный барьер, который не позволяет физику, лирику, монаху заговорить на одном эсперанто. В Предисловии к "Теоретической истории" Г.М.Герасимов намекает, почему малы шансы на признание новой истории:
1. Она окажется в противоречии практически со всей человеческой культурой, которая создавалась с опорой на традиционную историю. Поэтому большинство человечества отмахнется от нее, как от некоего бреда.
2. ...изменение истории сразу же множество произведений культуры переведет из класса серьезных исторических произведений в разряд сказок и фантазий, перекроив этот рынок.
3. Она не будет устраивать владельцев древних культурных ценностей, поскольку сменит датировки создания многих произведений искусства и памятников старины, превратит практически все "древние" реликвии в не очень древние подделки, полностью изменив соответствующий рынок.
4. Новая история непосредственным образом повлияет на индустрию туризма и, как следствие, структуру и географию рынка отдыха и развлечений.
5. История, и базирующаяся на ней культура, непосредственно влияют на межнациональные и государственные отношения, территориальные претензии, границы.
6. Передел истории непосредственным образом затронет колоссальный пласт вопросов, связанных с религией. Этот список можно продолжить.
И далее..."Борьба интересов приводит к тому, что истина часто надолго остается скрытой, несмотря на то, что некоторые... уже постигнув ее, пытаются донести ее до остальных. Таких примеров в истории с избытком".
Сказанное позволяет мне сделать еще одно предположение: - революции происходят не потому, что "верхи не могу - низы не хотят", а потому что "верхи", осознавшие правоту "ньюхронологов" уже не могут управлять цивилизацией огорода из грядок, сложившегося из посевов по интересам, и организуют "низы" на прополку сорняков, освобождая место для носителей истины, - нового абстрактного мышления. В России , в феврале 1917г., "мичурины" затеяли такую прополку сорняков, да призадумались на середине, а в октябре некоторые сорняки "низами" подняли одну часть "верхов" на штыки, другую отстрелили, третью выкинули в окно Европы, четвертую послали под Магадан удобрять телами тундру, оставленной части несколько десятилетий пудрили мозги идеалами. Свято место пусто не бывает, на место старых "верхов" были назначены быть "верхами" верхи из низов, которые принесли иное абстрактное мышление: - "Мы академиев не кончали и философиями не занимались" чем, в конце концов, кончили конвульсии СССР, сами того не понимая.

К языку-эсперанто, я полагаю, можно прийти без пулеметов и тюрем, если сословия Физиков, Лириков и Монахов будут знать о Времени одинаково, как о МЕРЕ движения. Тогда у этих троих возникнет со-Знание и до эсперанто - руку протянуть. Начать тропить стежку-дорожку к новому со-знанию могли бы ньюхронологи и монахи. Физики могут подключиться к расширению тропки в автобан, когда выйдут из своей отключки, растопыривая кругозор факультативно на сайте http:// newparadigma.ru и в Храме Христа Спасителя.

В.Г.Тишаков. Декабрь 2004г.
Доклад на IХ Международной Конференции 11 декабря 2004г.