доклады VIII МКПЦ
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИЙ
с точки зрения теории барьеров роста
А.Н.Рыжов
1. Теория барьеров роста
Теория барьеров роста возникла на рубеже XX и XXI вв. как теория, претендующая на глобальное описание развития цивилизаций на основе развития их технологий и уровня потребления ресурсов. Её аргументированное изложение можно найти в моём докладе "Общая теория цивилизаций" VII Международной конференции по проблемам цивилизации, а также в материалах сайта http://antryzh.narod.ru/. Здесь я вынужден лишь тезисно сформулировать её основные положения и выводы.
1. Материальные отношения (отношения по поводу производства, потребления и обмена материальных объектов) определяют все прочие отношения в обществе. Любая другая система общественных отношений, если вообще реализуема, заведомо проигрывает в экономике этой системе, а значит, обречена на отставание, а затем и на поглощение данной системой.
2. Производственные процессы (технологии) определяют материальные отношения в обществе.
3. Основным двигателем технического прогресса являются общественные потребности. Как писал Ф. Энгельс, "если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперёд больше, чем десяток университетов".
4. Основным механизмом возникновения и регуляции потребностей общества является диалектическое противоречие между ним и окружающей средой. Суть этого противоречия в том, что фактически его преодоление сводится к преодолению ограничений, накладываемых на индивида природой при существующем уровне технологического развития через его повышение. Этот процесс является самоподдерживающимся, за исключением одного случая.
5. Этот случай состоит в том, что технологическое развитие станет невозможным, если у общества не будет материальных ресурсов (сырьё, энергия, рабочая сила и т. д.) на решение технических проблем. Он выделяет из всего противоречия между обществом и природой частный случай - противоречие между потенциально бесконечным ростом потребностей общества и реально ограниченным объёмом ресурсов, доступных ему в конкретных условиях технологического развития, называемый барьером цивилизационного роста (БЦР).
6. На преодоление этого барьера, связанного с недостатком ресурсов, требуется значительный расход этих же самых ресурсов. Поэтому всё больше и больше сокращающегося запаса ресурсов может не хватить на преодоление БЦР, и общество в этом случае попадает в т.н. «ловушку ограниченных ресурсов» (ЛОР). Более точно, все доступные ресурсы можно разделить на группы взаимозаменяемости (если ресурсы принадлежат к одной и той же группе, то они взаимозаменяемы, а если к разным группам - то нет). Из множества групп можно выделить особо барьерлимитирующую группу - ту, которая определяет положение БЦР.
7. ЛОР - самоподдерживающееся состояние, из которого общество не может выйти самостоятельно, без помощи извне. Поэтому точка преодоления БЦР является точкой бифуркации.
8. Уровень сегодняшних научных знаний позволяет выделить пять БЦР: 1) межрегиональный, 2) межконтинентальный, 3) межпланетный, 4) межзвёздный и 5) межгалактический; скорее всего, число БЦР бесконечно.
9. Временные промежутки между ближайшими барьерами роста (межбарьерные интервалы) равны между собой, но могут быть не равными для разных цивилизаций (закон барьерной хронологии).
10. Поскольку межконтинетальный барьер роста человечество преодолело ок. 1500 г. н. э., а к 2100 г. рудные ресурсы планеты Земля будут исчерпаны, то из этого следует, что межбарьерный интервал для человечества равен 600 лет.
11. Следствие № 1. Человечество как биологический вид появилось около 300 г. н. э. Произошло это на Кавказе.
12. Следствие № 2. Межрегиональный БЦР человечество преодолело около 900 г. н. э. Ключевыми технологиями этого процесса были технологии одомашнивания животных и обработки металла. Фактически цивилизация начинается с этого момента (все животные, кроме человека, являются видами, застрявшими в ЛОР этого БЦР).
13. Следствие № 3. До преодоления межконтинентального БЦР не могло существовать изолированных культур вне европейского континента. Межконтинентальный БЦР преодолевался с помощью технологии изготовления парусных кораблей.
14. Межбарьерный интервал делится на три эпохи - предбарьерную, постбарьерную и межбарьерную. В предбарьерную эпоху культурное разнообразие минимально, в постбарьерную - максимально. На протяжении межбарьерной эпохи культурное разнообразие снижается.
15. В предбарьерную эпоху обостряются противоречия между теми, кто желает установления своего господства над обществом через контроль над ресурсами и выступает против преодоления БЦР, и их противниками.
16. В XIV-XV вв. это выразилось в виде противостояния, с одной стороны, Руси (где особенности климата заставляют потреблять больше, и потому Русь выступала за преодоление БЦР), и, с другой стороны, Византии (Константинополь стоял на перекрёстке торговых путей, и жил за счёт торговли, основой которой является дефицит товаров). Это противостояние закончилось поражением Византии в 1453 г. и созданием в Европе единого государства с центром на Руси. Затем, после преодоления межконтинентального БЦР, на короткое время возникла мировая империя, вскоре распавшаяся.
2. Существующие концепции истории религий
Исторически первой из дошедших до нас версий истории религий является та версия, которая зафиксирована в авраамических религиях. Согласно которой существовала первичная монотеистическая религия, которая по причине возникновения языкового барьера при строительстве Вавилонской башни была утеряна и заменена политеистическими верованиями в различной форме. Затем эта религия была чудом обретена путём божественных откровений через Моисея, Иисуса Христа, Магомета и т. п. Рассматривая эти версии, нельзя не отметить, что во всех из них наблюдается эффект "возрождения" "истинной веры", причём каждое из этих "возрождений" соответствует тому или иному дубликату в статистической хронологии.
Только в XIX в. возникла следующая версия истории религий, сторонники которой, проанализировав более древние (по традиционной хронологии) религии, сочли, что христианство сложилось так, что часть элементов культа оно заимствовало от более древних митраизма, буддизма и т. п. Вскоре возникла версия, что в ходе исторического развития число божеств в религиях сокращается, и потому монотеистические религии на самом деле происходят от политеистических. Но, будучи основанной на ошибочной хронологии древности, эта версия также оказывается ошибочной.
Следующими версиями истории религий можно считать версии Н. А. Морозова, А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Суть этих версий состоит в том, что некогда существовавшая первичная монотеистическая религия дробится в ходе раскола на различные конфессии. См. рис. 1. Основной проблемой этих версий является то, что в этих версиях полностью отсутствуют объективные механизмы таких явлений, как взрывообразный раскол первичной религии или, скажем, эволюции первичного христианства в католицизм через олимпийский пантеон. Вопросы, по которым происходит раскол, явно являются всего лишь поводами к расколу (культ святых, календарные вопросы), и не могут рассматриваться как причины расколов. Но все же эти версии, ознаменовавшие переход к исправленной, статистической хронологии, более достоверны по сравнению с вышеприведёнными.
Рис. 1. Реконструкция истории основных мировых религий по А.Т.Фоменко и Г.В.Носовскому
Прорывом в вопросе о возникновении религий можно считать работу Г. М. Герасимова "Прикладная философия". Впервые формулируется теорема о том, что от первичного вероисповедания требуется материальная выгода для всего общества в целом. Считается, что таковой обладают вакхические культы, которые обеспечивают защиту населения от вырождения. Тем не менее, данный вопрос у большинства изолированных народов решается без привлечения какой бы то ни было религии, а введением в практику решений типа "каждый иноземец, пришедший к нам, обязан переспать с женщиной из нашего племени" (народы Крайнего Севера) или "первый ребёнок каждой женщины должен быть внебрачным" (негритянские племена в Африке). Монотеистическая религия зарождается в городах, где данный вопрос не является жизненно важным. Но в купеческих центрах (Константинополь) она является орудием управления люмпенизированными массами, а в ремесленных становится дисциплинирующим фактором для войска, что обуславливает её первый раскол. Все конфессии - продукт синтеза этих трёх верований в разных пропорциях. Древние политеистические верования объявляются фальсификатом. Религии датируются, исходя из того, что более поздние религии должны не содержать логических изъянов, содержащихся в более старых.
Однако оказывается, что к вопросу об эволюции религий можно подойти с иных позиций. Дело в том, что религия имеет ещё одну сторону: а именно, религия - прежде всего непроизводительные расходы ресурсов на жертвоприношения, содержание священнослужителей и т. п. Тем самым, помимо абстрактно-философского измерения, мы получаем ещё один параметр верований, позволяющий существенно уточнить (в рамках барьерной хронологии) картину развития религий.
3. Эволюция религиозности в свете экономики
Первые формы религии были тесно связаны с производством. В те времена, когда отсутствовало знание о процессах, происходящих в природе, любой технологический процесс (выплавка металла, обработка шкур и т. п.) обставлялся длинным рядом условностей. Было известно лишь то, что причина предшествует следствию, и причины определялись путём проб и ошибок. Молитвы духам возникли, например, потому, что их длительность соответствовала определённым промежуткам времени, необходимых в технологиях (например, выплавки металла). Так возникла вера в духов и души - анимизм. Он был тесно связан с фетишизмом - культом предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами. Классификация предметов отсутствует полностью, каждый предмет наделяется индивидуальной душой.
У людей постепенно развивается абстрактное мышление. Число духов сокращается, конкретные вещи перестают наделять душами. В конечном итоге остаётся лишь некоторое количество духов, отвечающих за те или иные процессы в мире. Они и становятся первыми богами. У земледельцев это - древний славянский пантеон. Происходит это в X-XII вв.
По мере движения к межконтинентальному БЦР начинается разложение первичной политеистической религии. В тёплых странах, где располагался крупнейший торговый центр того времени - Константинополь, где накапливался прибавочный продукт со всего населённого мира (Европа и Средиземноморье), в среде богачей из этого примитивного политеизма возникает классический античный политеизм. Зарождается первичное христианство, как средство управления люмпенизированными массами. Севернее, на Руси, где ресурсы, в первую очередь металл, в дефиците, число богов сокращается, возникает культ Троицы. Последнее постепенно усваивает христианство, но в особой форме, поскольку процент люмпенов там ничтожно мал. Когда дефицит металлов в городах лесостепной зоны достиг того уровня, при котором стало выгодно его отбирать силой, а не покупать, то это первичное православие (представленное ныне старообрядцами) приобретает функцию поддержки дисциплины в войсках. Вследствие т. н. "осознания сквозного времени" возникает концепция личного бессмертия "на том свете", на которой - в разных формах - спекулируют практически все сколько-нибудь распространённые религии в наше время. Поэтому преодоление религиозности возможно лишь на той стадии развития техники, когда станет реальностью осуществление реального бессмертия (исключая несчастные случаи и преднамеренные убийства).
Межконфессиональные противоречия между православием и культами Юга были использованы для войны между сторонниками преодоления межконтинентального БЦР (Русь) и их противниками в Константинополе. После падения Константинополя в 1453 г. православие распространяется по миру. В среде изгнанников из Константинополя формируется первичный иудаизм. В Западной Европе формируется католицизм, как синтез православия и культов Юга.
Рис. 2. Схема реконструкции прошлого древних и современных религий
Преодоление межконтинентального БЦР привело к научной революции (например, было доказано, что Земля - шар), вызвавшей крах старых религиозных воззрений. Как реакция монотеизма на эти события, возник ислам, суть которого состоит в отказе от представлений о качествах Бога. Было объявлено, что поскольку любое качество имеет свою противоположность, то при приписывании Богу некоего качества его противоположность является происходящей не от Бога, что еретично; поэтому Бог не обладает ни одним из качеств.
Вскоре происходит раскол в христианстве. Корни этого раскола лежат, во-первых, в том, что человечество перешло в постбарьерную эпоху и могло себе позволить необоснованно тратить ресурсы, в том числе и на религиозные нужды; во-вторых, уровень производительности труда стал более дифференцированным из-за того, что люди стали жить на гораздо большей территории с более разнообразными климатическими условиями; в-третьих, распад мировой империи потребовал для этого идеологического обоснования. Так выделились протестантские секты на Западе, на Руси произошла религиозная реформа.
Те группы людей, которые в ходе освоения земного шара попали в области, бедные минеральными ресурсами, были вынуждены реформировать свои верования, чтобы выжить. В существенно изолированных территориях возникает тотемизм - деградировавший монотеизм в форме культа первопредка. В Центральной Африке, где пищевые ресурсы значительны, а рост населения сдерживался эпидемиями инфекционных заболеваний, общество могло позволить себе тратить ресурсы почти неограниченно: там возникла магия на основе первичного иудаизма.
И только в Юго-Восточной Азии, где развитие религий не сдерживалось по политическим мотивам, и существовала, хотя и в очень слабой форме, связь с остальным миром, произошёл отход от судебно-правовой логики монотеизма в сторону концепции реинкарнации. Это разнообразие было поддержано колониальными властями (по принципу "разделяй и властвуй"). В окончательном виде эти религии сформировались в конце XIX - начале XX вв., впитав в себя элементы возникшей к тому времени в Европе научной картины мира (в частности, теории Большого Взрыва).
Рыжов А.Н.
http://antryzh.narod.ru/
|
обсудить доклад |